a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников

Опубликовано: 2015-07-08 22:42:36

РАЗВИВАЮЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  В РАЗЛИЧНЫХ  ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКОВ

Развивающие игры по математике привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью использования их в различных видах деятельности детей. Эти пособия отвечают потребности ребенка в игре, в получении радости от познания.

В новом учебном году я продолжила знакомить детей средней группы с различными видами игр по математике. Работа была начата с пособия«Сложи узор»: во время совместной деятельности мы рассматривали кубики, описывали их, называли цвета, а также уточняли, что две грани кубиков состоят из треугольников.

Первое задание: построить жёлтую дорожку из четырех кубиков. Вопрос:

« С каким временем года вы связываете жёлтый цвет?» Дети отвечали, что он похож на осень, так как в это время листья желтеют. Ребята «ходили» пальчиками по дорожке и читали стихи про осенние листья («осенний дождь»).

Затем мы построили белую дорожку. Она, по мнению детей, была похожа на снег, несколько детей вспомнили стихи о зиме.

Затем нам было нетрудно построить синюю дорожку и сравнить её с весенними ручейками, образовавшимися от таяния снега. Пальчики «прыгали» по ручейкам.

дети вспоминали веселую считалку «Эни-бени-раба...»

Красная дорожка вызвала ассоциацию с летом, Дети говорили, что она напоминает им красивые цветы, поле клубники. Их пальчики «прилегли» отдохнуть на полянке. Дети делились своими впечатлениями о лете.

На занятиях и в совместной деятельности было предложено рассмотреть карточки с узорами и найти ассоциации с какими-либо образами. Сначала дети составляли из кубиков картинки небольшой сложности. Они были одноцветными, с квадратными гранями. Задания усложнялись добавлением количества кубиков и разнообразием цветов. Затем мы стали составлять узоры из четырех кубиков и гранями, состоящими из треугольников («Фонарик», «Ёлочка», «Пропеллер», «Молния», «Бантик» и т. д.). Совместно с детьми мы рассматривали картинки, делили их на части, выделяли отдельные кубики. Выкладывать узор дети начинали с верхнего ряда, слева направо. Такой алгоритм действий позволил быстрее справляться с трудоёмкими задачами. Усложнение шло за счёт увеличения числа кубиков.

Пособие «Сложи узор» находится в доступном для детей месте, к ней прилагается набор карточек, в том числе и картинки, придуманные ребятами.

Во время наблюдения за свободной деятельностью дошкольников в группе было отмечено, что дети, которые раньше не проявляли интереса к занятиям по математике, стали обращаться к данной игре и добились определённых успехов. Ребята с удовольствием помогали друг другу, если возникали трудности при составлении различных узоров.

Методика знакомства с блоками Дьенешаописана в книге Марии Фидлер «Математика уже в детском саду». Эта методика позволяет наиболее доступным и интересным образом выяснить свойства фигур. Данное пособие я предлагаю детям изучить ещё до занятия и сообщаю, что Микки - Маус прислал эту игру из леса, он собрал волшебные камни и предложил ребятам их рассмотреть. На занятиях по математике я использовала игровой сюжет, представленный в книге «Математика от трёх до семи» З.А. Михайловой. Поэтому блоки Дьенеша доставляет сказочный персонаж.

Дети с более высоким уровнем развития сразу увидели, что фигуры имеют разные формы, они выделили квадраты, треугольники, круги, прямоугольники. Мы разложили их по этому признаку на четыре группы, среди этих групп ребята выделили фигуры трёх различных цветов. Некоторые заметили, что «волшебные камни» имеют различную величину (большие и маленькие).

Ребята внимательно рассмотрели предложенное пособие: находили на карточках знакомые фигуры, определяли, что же изображено на них. Затем в свободное время дети составляли данные образцы. В ходе этой работы выяснилось, что в некоторых картинках присутствует большее количество фигур, чем есть в наборе. Поэтому мы написали письмо Микки - Маусу, в котором просили его прислать ещё один набор блоков. Сказочный герой с радостью откликнулся на нашу просьбу.

При составлении различных изображений дети заметили, что некоторые фигуры имеют разную толщину. Мы стали сравнивать их по этому свойству.

Дети строили из блоков объёмные сооружения: машины, дома, ворота. Затем они стали придумывать свои постройки, в сюжетно - ролевой игре « Магазин» дети продавали свои «изделия» используя пособие к блоку Дьенеша, мы усложнили задание: предстояло брать из корзинки любую геометрическую фигуру и «показать» только тот «товар», в котором присутствует именно эта фигура. Затем покупатели забирали покупку, то есть перекладывали нужные блоки на другой стол и собирали такое же изделие.

На занятиях по математике дети познакомились с карточками, которые обозначают свойства блоков Дьенеша. Мы использовали уловные рисунки, предложенные профессором З. Семадени в 1972 году. Дети быстро восприняли новые условные обозначения. Со свойствами фигур они уже были знакомы, поэтому задание, направленное на соотнесение карточки с определенным свойством, не вызвало у них больших сложностей. На занятиях и в совместной деятельности ребята выполняли различные упражнения, позволяющие быстро определять, подходит ли та или иная фигура по своим качествам к заданной комбинации карточек.

Блоки Дьенеша позволяют формировать умения выделять множества геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям.

 Игровые упражнения с кольцамитакже помогают выполнить эти задачи. Данный вид задания интересен детям. Сначала мы разбивали множество фигур на непересекающиеся подмножества по одному признаку, затем по двум (например, жёлтые треугольники и красные круги). В качестве наблюдения было дано упражнение, позволяющее выработать умение распознавать и выделять общую часть двух множеств. Дети распределяли фигуры по двум признакам:          красный цвет фигур и прямоугольная форма. Ребята положили красные фигуры в одно кольцо, а прямоугольники - в другое. У некоторых детей данная ситуация вызвала замешательство: куда определить красные прямоугольники, ведь они отвечают двум требованиям?  Я предложила частично наложить один обруч на другой и поместить туда эти блоки. Таким образом, прямоугольники красного цвета оказались сразу в двух кольцах.

Во время игр с кольцами были также предложены фигуры, не соответствующие ни одному признаку. Данная ситуация ставила детей в тупик, некоторые пытались положить блок в кольцо, другие оказались в замешательстве. В итоге было решено положить эти фигуры вне колец.

Перед Новым годом мы мастерили гирлянды для украшения группы. Было также предложено изготовить гирлянду для Микки - Мауса, так как он в волшебном лесу тоже будет наряжать ёлочку. Ребята с радостью откликнулись на эту просьбу.

Детям были названы три свойства геометрической фигуры, которую нужно было положить вначале с левой стороны стола. Затем, следуя устной инструкции, мы выложили всю гирлянду. Данную игру можно проводить в разных вариантах. Дети выкладывают бусы для куклы, опираясь в выборе фигур на карточки с изображением их свойств. Также стоит предложить детям рассмотреть разноцветные «флажки», выложенные в ряд, и попросить найти ошибку. Для этого воспитатель по порядку называет свойства фигур, в двух или трех случаях «флажки» не соответствуют нужным признакам. Дети объясняют почему фигуры надо поменять, и производят замену.

На занятиях по методике Марии Фридман детям было предложено определить свойства фигуры и записать их при помощи уже знакомых карточек. Это был красный толстый квадрат. Четвёртое свойство было «небольшой». Оно обозначалось карточкой с перевёрнутым большим домом. Детям был задан вопрос, что значит слово «небольшой». Они ответили: « Значит, что квадратик маленький». Рядом с предыдущей карточкой мы поставили изображение маленького домика. И дети получили объяснение, что перечеркивание домика значит отрицание «не»: «небольшой» значит - маленький. Так же велась работа с карточками с перечёркнутыми маленьким домиком и с фигурами толстого и тонкого человечков.

 Цветные палочки Куизенерапоявились в нашей группе осенью, их доставили по почте из волшебного леса. Микки-Маус собрал палочки под огромным дубом. Дети с интересом рассматривали новую игру, пытались построить что-нибудь, сравнивали палочки по размеру. Затем мы предложили ребятам пособие Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце...» Оно красочное, яркое, сразу привлекло наше внимание. В пособии карточки располагались от простого к сложному, что позволяло постепенно усложнять задания, подбирать палочки разного размера и цвета. Стихи, написанные под картинками, хорошо воспринимались детьми, наталкивали на размышления о сказочных героях, которых надо было выложить из палочек. Данная игра развивает мелкую моторику рук, процессы анализа и синтеза, позволяет ребенку научиться ориентироваться на листе бумаги, а также способствует более яркому проявлению воображения.

Занятия «Цветные числа» помогают формировать понятие итогового числа, выражаемого количественным числительным. Это понятие формируется путем «измерения числа с помощью общей условной меры» в виде кубика, используемого в качестве единицы измерения. Такой вид работы был введён в нашей группе в декабре прошлого года. У детей на столах были разложены наборы кругов разного цвета и цветные палочки. Круги обозначали ёлочные украшения. Детям предстояло положить перед собой один красный круг, а под ними - два белых кубика. Детям нужно было отыскать палочку, которая была точно такой же длины, какую имеют два белых кубика, сложенные вместе. Путём практических измерений ребята пришли к выводу, что это розовая палочка, она помещается под двумя кубиками. Был задан вопрос: какое число может обозначать розовая палочка, если имеются два белых кубика такой же длины? Ребята назвали число 2.

После этого мы положили под розовой полоской три зелёных круга, а под ними - три белых кубика рядом. Дети нашли голубую палочку, длина которой равна длине трёх белых кубиков. Поэтому голубая палочка обозначает число 3.

Теперь ребята назвали числа имеющихся у них цветных полосок. На следующем занятии таким же образом мы познакомились с красной и жёлтой палочками, обозначающими соответственно числа 4 и 5. В дальнейшем на занятиях мы строили лесенки из пяти ступенек и спускались по ним на счёт от 1 до 5, затем поднимались, считая в обратном направлении. Также мы строили заборчик из этих палочек и пересчитывали их по длине, говорили, что одна палочка длиннее или короче другой на один белый кубик. Ещё мы сравнивали рядом стоящие числа, обозначаемые этими палочками.

После Нового года вспомнили этот удивительный праздник и выложили ёлочку из палочек. Каждая веточка обозначалась с право и с левой стороны палочками, которые представляют числа от 1 до 5. Затем на веточки с белыми иголками мы повесили шарики с числом 1, на розовые - с числом 2, на голубые - с числом 3, на красные - с числом 4, на жёлтые - с числом 5. Дети сами называли порядок расположения палочек и с помощью воспитателя развешивали игрушки.

В дальнейшем планируется знакомство с остальными палочками и числами, которые они обозначают. Данное пособие также удобно в освоении составных чисел.

Игра В.В. Воскобовича «Весёлый квадрат» используется и на занятиях, и в самостоятельной деятельности детей. Методическое приложение к игре в форме сказки позволяет развивать воображение ребят, делает занятия более увлекательными. Когда дети освоят большинство фигур, которые создаются из квадрата, они могут придумывать сказки, создавать новые изделия.

По сюжету сказки маленький квадрат отправляется в путешествие, он странствует в поисках своего дедушки

Прямоугольника. Оба героя живут в стране Четырехугольников. В нашей группе выделено место, где располагается данная страна, а рядом с ней находится страна Треугольников с разными по величине сторонами и углами, дети быстро находят страну, где живут герои сказки, а затем объясняют, почему Квадрат и Прямоугольник не могут жить в стране треугольников. Среди геометрических фигур, расположенных в той или другой стране, находятся те, которые по своим свойствам не должны там быть. Например, среди них появляется круг или овал, Дети замечают это не соответствие и объясняют, почему эти фигуры не должны находиться в том или ином месте.

 В индивидуальной работе и в совместной деятельности мы использовали игры Б.П. Никитина.Дети с удовольствием раскладывали круги разных цветов и определяли количество частей в каждом круге. Составить квадраты из различных деталей было намного сложнее. Ребята справлялись с заданием самостоятельно, если в квадрате не было много частей, в остальных случаях они просили помощи воспитателей.

Игра «Точечки» может быть представлена в двух вариантах: один набор используется в индивидуальной работе, а второй, изготовленный на подгруппу детей, раздаётся во время занятий. Сначала ребята учатся раскладывать карточки с точками. Это задание трудно выполнять неусидчивым, невнимательным детям, так как пересчитывать точки, не пропустив ни одной, сложно.

Соты Кайепоявились в группе зимой. Дети с более высоким уровнем развития сразу обратили внимание на задания в пособии, попробовали их выполнить, сделать указанные преобразования. Остальным ребятам было интереснее вставлять шестигранники обратно в соты. На предложение составить какую-нибудь фигуру они реагировали без особого интереса, некоторые сомневались в своих силах. В дальнейшем ситуация, скорее всего, изменится, потому что дети, выполнив доступное для них задание, стремятся перейти к более сложному уровню.

Использование развивающих игр по математике в средней группе способствовало появлению у ребят интереса к этой области знаний, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребёнок учился играть в своём темпе, так как после занятий можно было ещё раз выполнить то же самое упражнение, лучше понять его суть. Во время занятий некоторые игры можно было дифференцировать по степени сложности.

Интерес к развивающим играм поддерживается внесением новых элементов в упражнения, а также привлечением детей к творчеству. Ребята становятся соавторами создателей игр. Решать творческие задачи чаще всего пытаются дети с более высоким уровнем развития, которые любят новые необычные задания.

На родительских собраниях родители знакомились с данными играми и с методикой работы с ними. Они имели возможность поближе рассмотреть эти пособия и поиграть в них, получали рекомендации, приобрести некоторые игры, чтобы занять досуг детей дома, поиграть всей семьёй, устроить соревнование. Некоторые мамы и папы откликнулись на это предложение и стали заниматься с детьми в свободное время, что доставило всем радость. Также благодаря помощи родителей мы смогли изготовить пособия к некоторым играм в группе.

Конструктор В.В. Воскобовича « Геоконт»несомненно привлечёт внимание ребят. Эта игра будет способствовать развитии психических процессов: произвольного внимания, памяти, процессов анализа и синтеза. Конструирование фигур позволит развить мелкую моторику детских пальчиков.

Оставить комментарий: