Организация и презентация мини-музея: "Дикие и домашние животные нашего края" (Камаева Н.Н.)
Документы для скачивания
Организация и презентация Мини – музея: «Дикие и домашние животные нашего края» 18 мая празднуется день Музея. Что такое музей? Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы. Важной особенностью мини- музеев является то, что их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В настоящих музеях, трогать ниче го нельзя, ребёнок здесь лишь созерцатель. Мини- музей – результат совместной работы воспитателя, детей и родителей, где каждый является соавтором его оснащения и обогащения предметно- развивающей среды группы. В нашем провинциальном городе Ардатов существует один краеведческий музей, который посещают дети старшей и подготовительной групп. Считается, что детям младших групп ещё рано посеща ть такие учреждения. А ТАК как на базе нашего ДОУ уже функционируют мини- музеи – «Комната национального быта» и Экологический музей, то пришло решение создать собственный «музейный комплекс», включающий мини- музей в групповой комнате. Проведя анкетирован ие родителей, я определилась с темой, задачей, оформила проект «В мире животных» и мини- музей на тему «Дикие и домашние животные нашего края» На мой взгляд, музейная педагогика – это новый метод всест ороннего развития дошкольников и м не понравил ось работать в этом направлении, для меня это практический способ изучения и ознакомления детей с животным миром. Создавая такой музей, я старалась придерживаться принципов – интеграции и доступности. Все экспозиции интерактивны и доступны детскому восприятию. Основной объём содержания детского музея занимает игровой фонд, главным наполнением которого, являются детские игрушки – фигурки животных, и предметы, которые дети используют в игре, в свободной деятельности, на занятиях. Для этого в группе есть самодельная мебель с полочками, доступная детям, где я расположила экспонаты и собранный материал по данной теме. Экспонаты находятся в свободном доступе у детей и используются ими для самостоятельной игровой деятельности в сюжетно- ролевых игр ах, для театрализован ной деятельности. Экспонаты также используются воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях- Познавательное, художественное- эстетическое и речевое развитие детей. Музей находится в начале своего развития и будет развиваться дальше, поскольку есть интерес к нему и со стороны детей, и со стороны родителей. Очень хочется донести до детей свои знания и опыт, как биолога. Я очень надеюсь, что Вы тоже почерпнё те для себя полезную информацию, поэтому представляю Презентацию МИНИ- МУЗЕЯ «Дикие и домашние животные нашего края». Приятного Вам просмотра. ПАСПОРТ мини- музея Актуальность: Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей и миром природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников. Любовь понимание и забота – это то, что ждёт природа от каждого человека. Воспитание внимательного, чуткого, заботливого ребёнка, способного познавать окружающий мир и себя в нём будет успешно проводиться через музейную педагогику. Создание мини- музея экологического и краеведческого содержания – метод наиболее актуален и даёт возможность максимально раскрыть познавательные, творческие, исследовательские способности детей. Обращаясь к программным задачам и опираясь на результаты проведенного анкетирования среди родителей по теме «Наши младшие друзья», пришла к выводу, что домашних животных содержат только единицы, поэтому и назрела Проблема: необходимость формирования у дошкольников знаний о диких и домашних животных своего края. Наименование мини- музея: «Дикие и домашние животные нашего края» Место расположения мини- музея: МБДОУ д\ с «Теремок» комбинированного вида, Групповая комната 2 младшей группы «А» Состав участников: воспитатель, дети 2 младшей группы, родители. Срок реализации: краткосрочный Профиль мини- музея: групповой, познавательный, творческий, поисково- исследовательский Аспекты музейной деятельности: мини- музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях для познавательного, художественно- эстетического и речевого развития детей. ЦЕЛЬ: - Развивать устойчивый познавательный интерес к диким и домашним животным, как живым существам; - Создать в группе условия по организации мини- музея для расширения представлений о животных; - Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству. Задачи: - Дать представление о многообразии животных- Формировать умения у младших дошкольников узнавать в игрушках, на картинках диких и домашних животных, называть их детёнышей, среду их обитания. - Развивать познавательную активность и поисково- исследовательскую деятельность у детей; - Активизировать и обогащать словарь у детей; расширить кругозор. В основу решения этих задач положены следующие принципы: - принцип учёта возрастных особенностей дошкольников; - принцип опоры на интересы детей; - принцип наглядности; - принцип сотрудничества воспитателя, детей и родителей. Формы деятельности: - поисковая- научная- экспозиционная- познавательная Ожидаемый результат: Предполагаемый результат: - повышение уровня знаний детей о диких и домашних животных своего края; - формирование чувства доброжелательного и бережного отношения к живой природе Мордовии 1 ЭТАП. Подготовительный. ( сбор экспонатов и создание мини- музея) - Анкетирование родителей: «Наши младшие друзья ». Цель: Выявить уровень знаний детей о многообразии животного мира; узнать в каких семьях есть домашние питомцы, и их отношение к ним. - определение темы, цели, задач и места для расположения мини- музея, - создание условий и материально- технической базы для организации мини- музея: А) Подбор методической литературы Б) П одбор библиотеки о животных- сказки, стихи, составление карточек- загадок Настольно- печатные игры, Зоологическое лото Подбор наглядно- дидактических пособий и демонстрационного материала –- плакаты, серия картин из цикла «Домашние животные», развивающие карточки «Животные России», мнемокарты В) Дидактические игры( авторские разработки) Изготовление макета леса, Изготовление маке та «Деревенский дворик» Г) Закупка н абор а фигурок диких и домашних животных Д) Изготовление масок для театрализации Подбор пальчиковых фигурок животных Е) Изготовление картонажных фигурок животных для драматизации сказок «Колобок», «Теремок» и др. 2 ЭТАП. ОСНОВ Н ОЙ. ( Практический) Строится на формах работы с детьми с использованием экспонатов мини- музея: ФОРМЫ РАБОТЫ: беседы, чтение худ. литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, настольно- печатные игры, Мероприятие Цель 1 Р ассматривание книг, иллюстраций, домашних альбомов о животных Чтение Стихов А. Барто, С. Маршака, С. Чуковского и др. Чтение русских и мордовских народных сказок о животных Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев. Беседа: «Мои домашние питомцы» Выяснить из личного опыта детей, что они знают о повадках своих питомцев, чем питаются. Беседа «Дикие животные живущие в нашем лесу» Драматизация сказок «Колобок», »Теремок» с использованием настольного театра Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных Проведение игр: настольно- печатных, дидактических, словесных, авторских Развивать логическое мышление, воображение, память, связную речь, словарный запас. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Здравствуй», «Домашние животные», «Повстречались» и др. Развивать мелкую моторику рук, память, речь Подвижные игры: «Дикие звери пошли на водопой», «Кот и мыши», «Зверолов» и др. Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела, творчество. Музыкальная деятельность: разучивание песни «Три весёлых зайчика», прослушивание в аудиозаписи голосов животных) Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти Проведение Непосредственно образовательной деятельности детей в мини- музее в разных образовательных областях Тематический план занятий в мини- музее Тема НОД Цель: Интеграция Образовательных областей Рассказывание по картинам «Кошка с котятами». «Лошадь с жеребёнком» и др. Закрепить знания детей о домашних животных, учить составлять описательный рассказ по картине. Познавательное развитие Речевое развитие «Помоги животному найти свой домик»( по диким животным) Упражнять в счёте предметов, Познакомить с цифрами. Закрепить знания детей о диких животных, учить называть жилища животных. Развивать логическое мышление, речь. Познавательное развитие( Развитие математических представлений, природный мир) Речевое развитие Конструирование по типу оригами «Лисёнок» Учить детей по типу оригами из бумаги создавать образ лисёнка. Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Лепка «Ёжик» Учить лепить ежа из пластилина, дополняя изделие природным материалом – семечками для иголок ежа. Художественно- эстетическое Познавательное развитие Аппликация «Кому что по вкусу» Упражнять в умении наклеивания животного по типу его питания. Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Лепка и дымковская роспись «Козлик»( Дымковская игрушка) Упражнять в умении лепить и расписывать козлика, используя нетрадиционную технику рисования. Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Экологическая сказка «Колобок»( Модификация рус. нар. сказки «Колобок» с использованием настольного театра) Учить называть диких животных леса, чем питаются, где живут; закреплять знания поведения в лесу. Познавательное развитие Речевое развитие Презентация в форме НОД: «Кто у бабушки живёт? » Формировать обобщающие понятия домашние животные, дикие животные, дифферен- цировать их, учить составлять короткий рассказ о животных, пользуясь мнемокартой. Познавательное развитие Речевое развитие Работа с родителями: Роль родителей в организации мини- музея: - Анкетирование «Наши младшие друзья»- Консультации для родителей: «Научите детей любить живую природу», «Домашние животные в жизни детей»- Участие в выставке поделок на тему «Дикие и домашние животные нашего края»- Наблюдение детей совместно с родителями за домашними животными, птицами, рыбками. - Организация фотовыставки «Дети и животные» Отдельно представлена выставка совместных работ детей и родителей по теме: «Дикие и домашние животные нашего края, и ФОТОВЫСТАВКА: «Дети и животные» 3 ЭТАП. Заключительный. - Обработка и обобщение результатов работы мини- музея «Дикие и домашние животные нашего края»- На районном семинаре «Развитие элементов музейной культуры у детей дошкольного возраста в процессе создания мини- музеев экологического и краеведческого содержания» презентация мини- музея на тему: «Организация Мини- музея «Дикие и домашние животные нашего края»- Презентация НОД «Кто у бабушки живёт? » Перспектива дальнейшего развития мини- музея: - пополнить библиотеку книгами о животных, провести акцию «Подари книгу детскому саду»- пополнить коллекцию детских художественных и научно- познавательных фильмов о животных- оформить фотоальбом «В мире животных»( фотографии от фотовыставки «Дети и животные») - организовать экскурсию по мини- музею детей других групп детского сада