Использование мнемотехники в работе с младшими дошкольниками
Документы для скачивания
Консультация для родителей Использование мнемотехники у младших дошкольников В наше время, время новейших технологий, последствия информационного взрыва коснулись не только взрослых, но и детей. Ребенок с самого рождения подвергается самому настоящему информационному прессингу. Очень часто педагоги и родители способствуют усилению этого прессинга. Мы хотим, чтобы наши дети соответствовали темпу времени, все быстро усваивали, хорошо запоминали. Это обучающие программы, книги, видео- и аудиозаписи, компьютеры. Поток информации растет с каждым годом. Но дети часто не готовы к ее усвоению. Ребенок не всегда способен самостоятельно разобраться в обилии знаний, тем более что запомнить. Предлагаемый материал поможет не только детям, но и взрослым преодолеть бурное море информации без психологических потерь. Роль семьи в образовании детей очень велика в настоящее время. Все идет от ребенка, от его желаний и потребностей. Предлагаемые мной материалы можно использовать не только на занятиях в группе детского сада, но и дома. Концентрация и кодировании информации в виде мнемодорожек, мнемотаблиц, разных по сложности, позволят наилучшим образом решить задачи интеллектуального развития ребенка, реализуя в то же время индивидуальный подход в образовании. Как же и для чего обучать детей, как донести до них большой объем знаний при дефиците времени? Путь решения проблемы – в комплексном представлении фактов, на которых будут построены знания. Именно таков характер мнемотаблиц, мнемодорожек, коллажей, в которых сочетается закодированная и обучающая, и развивающая информация разного уровня сложности по конкретной изучаемой теме. Из них дети черпают факты, сопоставляют их, делают выводы. Мнемотаблицы можно составлять на разную тематику. Вид их может быть разным. Как правило, это точные факты, закрепленные в отдельных квадратных таблицах. Количество квадратов не превышает девяти. Для того, чтобы факты запоминались, они должны преподноситься детям грамотно и интересно. Основными требованиями, предъявляемыми к помещаемым в мнемотаблицу, мнемодорожку сведениям, понятиям и символам, являются точность, дискретность недвусмысленность, и новизна. Точность – это соответствие информации объекта, аккуратность, реалистичность изображения его на рисунке. Дискретность – это лишь одна тема, касающаяся описываемого объекта. Это или его пространственное положение( место обитания) , или характер питания, или образ жизни, функционирование и т. д. Недвусмысленность предполагает отсутствие возможности двоякого толкования информации, а новизна подразумевает сообщение того, что ребенок еще не знает. Таблицы составляются по определенной теме, поэтому для разных объектов, относящихся к этой тематике, часть информации повторяется. Например, при рассмотрении темы «Животные разных континентов» необходимо указать, где обитают животные, способ питания, способ размножения, теплокровное или холоднокровное и т. д. Эти данные кодируются как определенными символами, картинками, так и положением в таблице. Таким образом, таблицы уже являются систематизированными. Их содержание позволяет ребенку проводить свою собственную систематизацию, развивая при этом память, мышление. Полученные знания можно использовать на других занятиях – математике, развитие речи, театрализации, изодеятельности, заучивании стихов, экологии, ознакомлении с окружающим миром. Опыт показывает, что самых маленьких детей проще обучать, чем старших. Они легче и с большим интересом осваивают и запоминают факты. Начинающие малыши быстрее начинают узнавать буквы, а иногда и целые слова, соотнеся их с рисунками информацией, полученной от взрослого. Чем раньше вы приступите к использованию мнемотаблиц, тем успешнее ваш ребенок будет познавать окружающий мир и приобретать необходимые ему знания. Методика работы с мнемотаблицами Занятия по определенной теме надо организовывать так, чтобы было их несколько, но коротких. Использовать для них лучше утренние часы, самые продуктивные. Выбор темы не должен быть случайным. В домашних условиях родители могут позволить себе определить ее. В группах детского сада можно выбрать путем опроса детей. Выбор темы – залог успеха в ее изучении, заинтересованности дошкольников. При первом знакомстве воспитатель в форме игры знакомит детей с новой информацией, разбирая то, что изображено в каждом квадрате таблицы. Таблица при этом обращена фронтальной стороной к детям. С обратной стороны мнемотаблицы помещен текст, поясняющий содержание. Особое внимание обращается на положение картинок, абстрактные символы, буквы, цифры. Дети сами могут объяснять, угадывать значение определенного символа, картинки. Для читающих детей следует интонацией обращать внимание на слова и буквы, поясняющий устный рассказ. Для не читающих больше внимания сосредотачивается на рисунках, но слова и буквы, дублирующие визуальный ряд, необходимо проговаривать. Они послужат хорошим методом для изучения алфавита и занятий по развитию речи. В таблицах объект рассказа помещен в центре. Это позволяет детям сконцентрировать внимание на нем. Не нужно злоупотреблять на первом занятии количеством мнемотаблиц. Всегда нужно следовать лозунгу: «Всегда умей остановиться, прежде чем ребенок сам захочет остановить тебя! ». Опыт показывает, что по определенной теме за одно занятие взрослый может разъяснить содержание и схему построения одной – двух мнемотаблиц. Далее ребенок может изучать их самостоятельно. Новую мнемотаблицу можно давать детям через день и обязательно чередуя с другими видами занятий. Можно попросить ребенка попробовать составить по мнемотаблице рассказ. Бывает, что ребенок не может, не знает правильного ответа, делает неверное заключение по пройденной таблице. В этом случае нужно мягко поправить или подсказать ему нужную информацию. Наиболее продуктивным для детей является этап самостоятельного изучения мнемотаблиц. Задача взрослого на этом этапе показать мнемотаблицу без подробного рассказа, обратив внимание лишь на знакомые символы, знаки, элементы. Это своеобразная форма обучения. Ребята сами могут составлять рассказы без помощи взрослого о не знакомых им вещах и даже обучать других. Ребята всегда могут рассчитывать на помощь взрослого. Загадка активизирует познавательный процесс, желание узнать новое, идет от ребенка, что способствует запоминанию. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, мнемодорожек, коллажей дети могут получать знания о мире природы, о социальном мире, о сказках, о стихах, рассказах, могут развивать память, логическое и образное мышление, развивать устную речь. Поэтому бесспорным преимуществом обучения по мнемотаблицам является возможность для воспитателей и для родителей многому научиться вместе с детьми, увидеть мир вокруг себя их глазами.