a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развивающие игры-потешки для малышей

Опубликовано: 2015-07-23 13:06:48

Документы для скачивания

Развивающие игры- потешки для малышей Новые развлечения для маленьких пальчиков Пальчиковые игры и потешки пользуются у педагогов неизменным спросом. Для малышек такие игры — одни из любимых. Но и дошкольники — даже старшие — с удовольствием в них включаются. Особенно, если предложить такую игру в качестве динамической паузы во время занятия, после пробуждения в качестве элемента гимнастики, для разминки перед рисованием или другим видом продуктивной деятельности. Одна беда: воспитатели( да и психологи) , как правило, не запоминают авторов полюбившихся им пальчиковых игр. В результате такие тексты почти сразу перекочевывают в разряд «народного творчества». По отношению к их создателям это не очень справедливо. Мы хотим нарушить эту традицию и представляем читателям автора пальчиковых игр и потешек Т. А. Кислинскую. Ее книга «Гениальность на кончиках пальцев» недавно вышла в издательстве «Генезис»( М. , 2008) . В пальчиковых играх Кислинской действуют два постоянных персонажа — Топ и Ш лёп. Собственно, игры — это коротенькие повествования об их шалостях и приключениях. С некоторыми из них мы знакомим читателей. Потешка- заигрыш( вступление к каждой игре) — Здравствуй, здравствуй, Топ мой милый! — Здравствуй, здравствуй, Шлёп любимый! — В какую из Волшебных игр Сегодня поиграем мы? Этой потешкой- заигрышем было бы хорошо начинать каждое занятие, так как она обладает тремя «секретными» функциями: вносит в занятие интригующий момент, вызывает любопытство ребенка; развивает тонус мышц рук — произнося слово «Здравствуй», ребенок совершает физические движения: изо всех сил сжимает руку взрослого или свою; задает положительный эмоциональный настрой, так необходимый при занятии с детьми, ведь каждый раз можно здороваться по- разному: то правой рукой за правую; то крест- накрест — правой за правую и левой за левую; то ребенок одновременно обеими руками сжимает одну руку взрослого; то ребенок и взрослый, повернувшись друг к другу спинами, подают друг другу руки через плечи или под коленями; то каждый здоровается сам с собой, пожимая одной рукой свою другую руку; можно здороваться со своей ногой, а можно — с ушком или носиком другого, можно здороваться мизинчиками, согнув их крючочками. . . Топ и Ш лёп 1. Добрые ладошки В эту полезную игру можно начинать играть как с правой, так и с левой руки. Под 1- ю часть стихотворения покажите обе ладошки и покружите ими. Под 2- ю — возьмите руку ребенка в свои руки и загибайте его пальцы, пока он не научится делать это самостоятельно. 1. Топ и Ш лёп так хороши, Их похвалим от души — Что за чудо- мальчики, Расскажите, пальчики: 2. «Раз — конечно, ты хороший, Два — конечно, ты пригожий, Три — конечно, ты красивый, А четыре — ты счастливый, Пять — конечно, ты любим! » С другой ручкой повторим. Между прочим. . . Между прочим, книги и журналы можно не только читать. Вот, например, игра № 1 «Книга с сюрпризом» или «Журнал с сюрпризом». Положите между страниц небольшую картинку, календарик или фантик, а ребенок должен их найти, перелистывая страницы. Переворачивать книгу, вытряхивая «сюрприз», запрещено — можно только постранично листать. «Сюрпризов» может быть несколько — пусть их количество будет неизвестно. Найденные « сюрпризики » перекладываются заново или меняются на новые. 2. Ах и О х Эту игру- разминку полезно повторить по кругу несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом — двумя руками одновременно, постепенно увеличивая темп. На 1- ю и 2- ю строчки стихотворения ладошки вертикально поднимаем, на 3- ю и 4- ю строчки — растопыриваем пальцы врозь, на 5- ю и 6- ю — собираем пальцы вместе. ( 1) Утром смотрит Топ в оконце —( 2) Поднялось на небе солнце: ( 3) Лучики на небесах( 4) Рассыпает солнце — ах! ( 5) Тучка ловко этих крох( 6) Собирает вместе — ох! Между прочим. . . Между прочим, из ненужного уже журнала можно придумать очень нужную развивающую игру № 2 «Сколько цветов у радуги? ». Дайте ребенку прочитанный журнал и чистый блокнот или тетрадь. Из журнала нужно вырезать картинки определенных цветов( тех, которые ребенок уже знает) и приклеивать их на разные страницы тетради. Например, одна страница будет желтая, вторая — красная и т. д. Количество цветов постепенно увеличивайте. Если малыш картинки из страниц журнала будет не вырезать, а вырывать — это полезно также и для развития мелкой моторики. 3. Плих и Плюх Во время этой веселой игры имитируем действия, о которых говорится в стихотворении: под 1- , 2- , 3- ю строчки ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук, и изображаем умывание; под 4- ю строчку грозим пальчиком. 3- ю строчку( « Плих и плюх, плих и плюх») проговариваем вместе с ребенком, ее же можно использовать в качестве «хвостика», повторяя самостоятельно. ( 1) Утром Топ водичкой( 2) Моет руки, личико: ( 3) Плих и плюх, плих и плюх —( 4) Убегай, грязь, от чистюх! Между прочим. . . Между прочим, взяв обычную расческу, можно придумать игру № 3 «Гребень волшебницы». Для этого нужны расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка. Привяжите к крайнему зубчику цветную нитку и покажите малышу, как ее можно пропускать между зубчиками расчески. Сначала нитка вряд ли будет обвивать каждый зубчик, но все равно такая расческа в руках юного парикмахера будет выглядеть волшебным гребнем. При увеличении количества цветных нитей явно будет расти и магическая сила такого гребня. 4. Топ и Ш лёп Возьмите руки ребенка в свои и легонько хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во время проговаривания первых четырех строчек стихотворения совершайте размашистые медленные движения попеременно каждой ладошкой. Во время чтения 5- й и 6- й строчек и после, приговаривая «топ- топ- топ» и «шлёп- шлёп- шлёп», надо часто и быстро похлопывать поочередно каждой ладошкой. ( 1) Топ и Ш лёп повсюду вместе, ( 2) По отдельности ни с места. ( 3) Топ идёт: то- о- оп, то- о- оп, ( 4) И Шлёп вперёд: шлё- ё- ёп, шлё- ё- ёп. ( 5) Топ бежит: топ- топ- топ, ( 6) И Шлёп спешит: шлёп- шлёп- шлёп. Между прочим. . . Между прочим, если вместо обычной расчески взять массажную и обкрутить цветной ниткой ее зубчики, то это будет совсем другая игра — игра № 4 «Массажный гребень волшебницы». Цветные нити можно закрепить в нескольких местах, соответственно и узоры будут более сложные и многослойные. 5. Бух и Плюх Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по поверхности стола или по коленям, приговаривая «топ- топ» и «шлёп- шлёп», под «бух» — стучим кулачками по столу( коленям) , а под «плюх» — стучим ладошками по столу( коленям) . Проделать это надо несколько раз в разном темпе. Топ и Ш лёп вдвоем гуляли: Топ- топ- топ, Всех ворон пересчитали: Шлёп- шлёп- шлёп. Топ споткнулся — слы- ы- ышим: «Бух! », Падал Ш лёп под гро- о- омкий «Плюх! ». Между прочим. . . Между прочим, не спешите выбрасывать фантики от конфет — они ждут не дождутся, когда с ними сыграют в игру № 5 — «Снежинка». Научите ребенка вырезать яркие, веселые снежинки из конфетных оберток. 6. Кап- кап- кап В этой игре, развивающей, помимо всего прочего, ловкость рук, во время чтения 1- й и 2- й строчек стихотворения стучим поочередно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3- й — соединяем кончики пальцев правой и левой рук( мизинец с мизинцем и т. д. , не соединяя при этом сами ладошки) ; во время чтения 4- й строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой. ( 1) Кап- кап- кап — закапал дождик. ( 2) Быстро Топ раскрыл свой зонтик: ( 3) Раз, два, три, четыре, пять —( 4) Дождику нас не достать. Между прочим. . . Между прочим, можно загадывать загадки при помощи обычных спичек или небольших тонких палочек. Получится игра № 6 — «Спичечные загадки». По очереди выкладывайте на столе друг перед другом спичечные загадки: дом, метлу, грабли, расческу, клюшку, вязальный крючок, лопату, щетку, удочку, ракету, барабан, солнце, флажок, кораблик, забор и т. д. Можно подсказывать, к какой группе предметов относится загадка: одежда — юбка, шапка, брюки; мебель — стул, кровать, телевизор; посуда — стакан, блюдце, кастрюля; растения — куст, береза, елка, цветок и т. д. 7. Хлип и Хлюп Эту увлекательную для малыша игру проводим так: под первые две строчки стихотворения шлепаем ладошками по столу или коленям. Под 3- ю строчку складываем ладоши вместе и изображаем ныряние в воду. Под 4- ю, приговаривая « хлип » и «хлюп», изображаем движения пловца. Эти же слова, как «хвостики», повторяем и потом — после стишка. ( 1) Вот идут купаться братцы, ( 2) Чтоб поплавать, поплескаться. ( 3) Прыгнут в пруд — то там, то тут( 4) Раздается хлип и хлюп. Между прочим. . . Между прочим, из конфетных фантиков получаются красивые веера — если их нагофрировать и закрепить ниткой или скотчем с одного конца. А если их закрепить в середине, то получается бантик. Наденьте его на заколку- невидимку — получится новая красивая заколка для куклы. Бантик можно за ленточку привязать на шею плюшевому коту. При соединении в середине нескольких гофрированных бантиков получается цветок. Укрепите его на проволоку и кусочком пластилина закрепите на картоне. Мальчики увидят в этих бантах и цветах вертолеты разных моделей. Соорудите с ними целую вертолетную эскадрилью. А в целом получается игра № 7 — «Веера, банты, цветы, вертолеты». 8. Хряп и Т яп В этой сюжетной игре под первые четыре строчки стихотворения изображаем движения дровосека. Читая 5- ю строчку, складываем ладошки лодочкой, под 6- ю поднимаем большие пальцы вверх( это паруса) . При чтении 7- й — дуем на парус, и ладошки- лодочки движутся вперед со словами «поплыли, поплыли». 2- ю и 4- ю строчки повторяем в качестве «хвостиков»: приговаривая « хряп- тяп ». ( 1) Громко топоры стучат: ( 2) Хряп- тяп, хряп- тяп —( 3) Братцы лодку мастерят: ( 4) Хряп- тяп, хряп- тяп. ( 5) Лодку на воду спустили, ( 6) Парусами снарядили( 7) И поплыли. Между прочим. . . Между прочим, две обертки от шоколада можно превратить в материал для занимательной игры № 8 — «Плетение бумажного коврика». Для этого одну обертку надо разрезать поперек на полоски шириной примерно 1 см, а вторую обертку разрезать вдоль на такие же полоски, но не доходя по одному сантиметру до краев. После этого покажите ребенку, как можно сплести из этих полосок коврик. 9. Чик- чик и жмых- жмых В этой энергичной игре под первые четыре строчки стихотворения совершаем быстрые движения прямыми ладонями вверх- вниз и вперед- назад. Под 5- ю и 6- ю строчки сначала энергично сжимаем пальцы в кулаки( то сразу на двух руках, то поочередно) и приговариваем «жмых- жмых»; читая 7- ю строчку, пальцы собираем щепотью — «солим салат», под 8- ю — слегка округленные ладошки соединяем( это тарелочка) и протягиваем их вперед. Словечки «чик- чик» и «жмых- жмых» — «хвостики». Повторяем их, совершая соответствующие движения. ( 1) Если резать все подряд —( 2) Будет кукольный салат. ( 3) Братцы овощи мельчили: ( 4) Чик- чик, чик- чик, ( 5) Братцы овощи мешали: ( 6) Жмых- жмых, жмых- жмых, ( 7) А потом все посолили, ( 8) Куклу Машу угостили. Между прочим. . . Между прочим, используя фольгу от конфет и шоколада, можно организовать игру № 9 — «Бусы из фольги». Часть фольги нарежьте на прямоугольники размером примерно один на два сантиметра. Эти прямоугольнички накрутите на стержень от ручки или карандаш. Стержень или карандаш вынимаете — получается маленькая трубочка, подобная стеклярусу. Если же небольшие кусочки фольги скомкать, то получатся серебряные бусины. В любом порядке бусинки и стеклярус можно нанизать( с помощью иголки) на нитку, и у вас получатся прекрасные серебряные бусы. 10. Шик и Пшик Эту игру на координацию движений начинаем, положив на стол или колени левую руку вниз ладонью, а правую руку — тыльной стороной. Во время всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую руку кладем ладонью вниз, а левую — тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп. Любят братья печь блины, Только «шик» и «пшик» слышны — Стал наш блинчик золотой — Повернем на бок другой. Между прочим. . . Между прочим, было бы полезно в домашних условиях почаще устраивать игру № 10 — «Серебряный дождь». Кстати, дождь может быть не обязательно серебряным, а любым цветным. Необходимо мелко нарезать или порвать фольгу от конфет или шоколада, фантики, остатки от аппликаций цветной бумаги и т. п. и подбросить вверх нарезанные цветные кусочки. Полезно не только мельчить бумагу, но и собирать ее с пола. Устраивайте состязания — кто соберет кусочков больше и сделает это быстрее. 11. Хруп и хряп В этой игре во время прочтения первой половины стихотворения имитируем указательным и средним пальцами работу ножниц. Во время чтения второй половины изображаем шитье иголкой. «Хруп- хряп, хруп- хряп», «вот так, вот так! » — слова- хвостики. Игра также развивает концентрацию внимания и умение переключаться с одного вида деятельности на другой. 1. Топ и Шлёп рубашку шили — Ножницами ткань кроили: Хруп- хряп, хруп- хряп. 2. Всё разрезали и только Лоскутки сошьют иголкой: Вот так, вот так! Между прочим. . . Между прочим, можно сделать цветы из семечек( семян подсолнечника или тыквы) . Это игра № 11 — «Цветы из семечек». Скатайте небольшой пластилиновый шарик, слегка приплюсните его и по окружности воткните семечки. Если шарик небольшой, то и лепестков уместится немного. А если увеличить диаметр пластилинового шарика, то и сам цветок будет крупнее. Если вы хотите получить не ромашку, а хризантему, то семечки воткните не только по окружности, но и по всей полусфере пластилинового шарика. 12. Жик и вжик Во время этой игры, читая стихотворение и потом, приговаривая « жик » и «вжик», производим быстрые движения прямой ладонью «вперед- назад» по другой раскрытой ладони. Братцев попросил скворец Смастерить ему дворец — Распилили доски вмиг, Только слышно: « жик » и «вжик». Между прочим. . . Между прочим, из конфетных фантиков получаются разнообразные миниатюры. Устройте конкурс, кто сможет сложить из фантика самый маленький квадратик, треугольник, прямоугольник, ромбик, трапецию, самую тонкую трубочку- цилиндр. Эта игра № 12 «Миниатюры из фантиков» поможет еще и в изучении или повторении геометрических фигур. 13. Тук и стук Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами. Можно продолжить игру, просто приговаривая «тук- тук» и «стук- стук». Строят братцы птичий дом: Каждый гвоздик молотком Забивают «тук- тук- тук» — Раздается «стук- стук- стук». Между прочим. . . Между прочим, можно устроить «охоту» за природными материалами, а собранные небольшие предметы( камешки, палочки, листики, семена и т. п. ) уже дома обвести карандашом или фломастером, положив их на лист бумаги. Эту игру можно превратить в игру- загадку. То есть первый участник обводит, к примеру, один из кленовых листочков из собранного букета, а второй, путем подбора, должен угадать, след какого листочка представлен. Это игра № 13 — «следственный эксперимент». 14. Цок- цок В этой игре во время чтения 1- й половины стихотворения надо поочередно сгибать пальцы сначала одной, потом второй руки, а на последней строчке перевернуть кулачки и, прижав друг к другу, поводить ими вперед- назад, имитируя езду на лошадке. Во время чтения 2- й половины стихотворения поочередно разгибаем пальчики, а на последней строчке разводим руки в стороны. Топ лошадку запрягает — На лошадку надевает: Одну красную уздечку — цок- цок, На уздечку два сердечка — цок- цок, Три серебряных кольца — цок- цок, И четыре бубенца — цок- цок, Пять тесемок на попонку — цок- цок, Шесть цветочков в ее челку — цок- цок. Семь косичек вплел ей в гриву — цок- цок, Восемь бантиков красивых — цок- цок, Девять кружев, десять лент — цок- цок — Теперь можно ехать в свет! Топ лошадку распрягает — И с лошадки он снимает: Одну красную уздечку — цок цок, А с уздечки два сердечка — цок цок, Три серебряных кольца — цок цок, И четыре бубенца — цок цок, Пять тесемочек с попонки — цок цок, Шесть цветочков с ее челки — цок цок, Семь он кос расплел из гривы — цок цок, Восемь бантиков красивых — цок цок, Девять кружев, десять лент — Больше ничего и нет! Между прочим. . . Между прочим, полезна для развития ловкости рук игра № 14 — «Особо ценный груз». Для нее понадобятся любая бумага( подойдет и газетная) , несколько небольших предметов( мелкие игрушки, чайные и столовые ложки и т. д. ) и скотч. Объясните, что эти предметы необходимо тщательно завернуть в бумагу, чтобы подготовить к отправке, допустим, за океан. Пусть ребенок их упаковывает, а взрослый помогает скотчем закрепить бумагу. Таким же образом можно поиграть, например, в «Магазин»: взрослый «покупает» эти предметы и просит ребенка запаковать их. 15. Тяп и ляп Во время этой интенсивной игры имитируем процесс вымешивания теста: на первые три строчки очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки( одновременно и поочередно) ; на последней строчке совершаем руками такие движения, как будто лепим снежки. ( 1) Топ со Шлёпом вместе( 2) Месили тили- тесто: ( 3) Месим тесто — стряп- стряп, ( 4) Пышки лепим — тяп- ляп. Между прочим. . . Между прочим, загадки могут быть и в виде клякс. Это игра № 15 — «Загадки- кляксы». Для проведения ее налейте в несколько крышечек от пластиковых бутылок воду и окрасьте ее краской( цветной или черной) . Можно это сделать и в ячейках для заморозки воды. Научите ребенка делать кляксы при помощи пипетки или кисточки. Затем вместе рассмотрите получившиеся кляксы — какие образы, предметы, отдельные детали они напоминают? Обведите и дорисуйте их. Кляксы могут стать основой для целого сюжета. 16. Гол! Для проведения этой игры скатайте небольшой комочек из фольги, бумаги или пластилина( это мяч) и смастерите ворота из трех спичек и пластилина. При помощи пластилина укрепите ворота на столе. Указательным и средним пальцами( остальные прижаты к ладони) погоняйте «мяч» по столу, перекатывая его друг другу. Постарайтесь забить гол — попасть мячиком в ворота. Топ и Шлёп в футбол играли, «Гол! » — болельщики кричали. Между прочим. . . Между прочим, рамочки к рисункам раскрасок можно украсить и пластилином. Это игра № 16 — «Багет из пластилина». Скатайте из пластилина жгутик по длине стороны рамки, прижмите его по краю рисунка и палочкой выдавите узоры на мягком пластилине. Украсьте бусинками, пуговками, ракушками, кусочками бересты, зернышками, горошинами, семенами подсолнечника, тыквы, яблок, выкладывая их определенными узорами. Можно сплести разноцветную пластилиновую косичку, составить рамочку из разноцветных пластилиновых шариков одной или разной величины. Безуглая Р. А. , воспитатель МБДОУ" Детский сад общеразвивающего вида №3 поселка Маслова Пристань Шебекинского района Белгородской области

Оставить комментарий: