a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Паспорт игры

Автор: Головатая Анастасия Сергеевна Опубликовано: 2024-01-04 11:16:05

Документы для скачивания

Возрастные и индивидуальные  особенности детей группы

 Возрастные особенности детей младшей группы (4-5  лет)

- Физическое развитие в среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что возрастную нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что малыши в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, детям необходимо давать время для отдыха.

 - Психическое развитие: в возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память , внимание, восприятие и др. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

-  Речевое развитие: в течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас достигая примерно двух тысяч слов и более. Речевые возрастные особенности детей позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и т.д. Развивается связная речь.

- Эмоционально-личностное развитие:  в этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.. одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия и воображение.

-Художественно-творческие способности: средние дошкольники с удовольствием осваивают различные  виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять большое внимание деталям. Рисунок становится одним из средств собственного самовыражения.. средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы и пользуется ими.  Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

 

Индивидуальные особенности на начало учебного года (сентябрь)

(относительно игровых интересов детей)

 Индивидуальные особенности на середину учебного года (январь)

 

Индивидуальные особенности на конец учебного года (май)

 

Егор К. Артем С, Миша П., Слава Р.– любят строить из различного вида конструкторов, крупного строительного материала различные постройки. Играют преимущественно  в паре (группе) со сверстниками. Часто играют со спортивным оборудованием, любят подвижные игры

Анфиса Д., Вика П., Вика К. –создают различные образы, используя  элементы костюмов, предметы одежды, головные уборы. Часто принимают на себя образы животных, героев (принцесса, королева, невеста) вступают в диалог между собой по ходу игры от имени своего героя; любят играть с мягкими игрушками; любят играть в подвижные игры.

Кира Л, Соня Ан.- любят играть различными мелкими фигурками животных, кукол, предметами посуды, предметами для игры в «Больницу».  Любят делать постройки из объемных модулей, любят подвижные игры.

Кирилл С. отдает предпочтение играм с мелкими машинами, фигурками животных, Часто играют со спортивным оборудованием (мячи, кольцебросы)

Алина О., Милена О.-  любят играть мягкими игрушками, настольные дидактические игры, конструировать из мелкого конструктора с придумыванием сюжета.

Егор К., Кира Щ. - любят  играть в настольные дидактические игры, собирать пазлы, вкладыши.

Марьяна Ф., Алиса Ч. любят играть с самостоятельно изготовленными из пластилина или бумаги предметами (образами). Любят подвижные игры, настольные дидактические игры.

Вика С.– преобладает манипулятивное действие с предметами, игрушками. Любит играть с мячом, кубиками, вкладышами

Соня Л. - любит играть различными мелкими фигурками животных, кукол, предметами посуды, предметами для игры в «Больницу», рассматривать картинки в книгах, интересуется настольными дидактическими играми.

Рома С. - любит играть с мелкими машинками, делать постройки из разного вида конструкторов, любит подвижные игры.

Кира Щ, любит играть с мелкими фигурками животных, куклами; любит играть в «театр», создает различные образы, используя  элементы костюмов, предметы одежды, головные уборы; собирать пазлы.

Соня Ав.- любит играть с предметами посуды, «больницы», мягкими игрушками; любит играть в  подвижные игры.

 

 

 

 

Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Компоненты игры

Особенности игровой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Самостоятельно не начинают игр.

Смысл игры для них - совершение действий с игрушками. Даже в лучшем случае их игра носит процессуальный характер с элементами сюжета.

Содержание игр

Совершают предметно-игровые, отобразительные действия.

Стереотипность.

Предпочтение подвижным играм.

Речевое сопровождение игры бедно или отсутствует.

Сюжет игры

На бытовые темы. В основном отображаются негативные аспекты семейных взаимоотношений.

Отсутствие развернутого сюжета

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Нечеткое разделение ролей.

Выполняют второстепенные роли в игре с детьми с нормальным развитием.

Не обращают внимания на то, чем занимается находящийся рядом с ними ребенок, не вступают с ним в общение, взаимодействие или общаются опосредованно, через взрослого.

Игровые действия

Игровые действия детей бедны, однообразны и с не сформированностью действий замещения,

в основном без самостоятельного речевого сопровождения, могут состоять из 1-3 коротких игровых цепочек.

Процессуальный характер игры.

Правила игры

Нечеткое соблюдение правил.

Усложнение правил может привести к распаду игры.

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

   Игровая деятельность у дошкольников с ЗПР разной степени выраженности не просто соответствует более раннему возрасту нормально развивающихся детей (игра детей с ЗПР 1-й подгруппы – первый уровень развития сюжетной игры – младший дошкольный возраст; игра детей с ЗПР 2-й подгруппы – предметная игра – преддошкольный возраст), и отличается определенными специфическими особенностями. У детей  имеются существенные трудности в формировании воображаемой ситуации, которая придает игре смысл, делает ее мотивированной деятельностью. Причем у дошкольников с ЗПР 1-й и 2-й подгрупп несформированность воображаемой ситуации различна. У детей с ЗПР 1-й подгруппы уже вычленяются игровые действия, совершаемые в рамках воображаемой ситуации. Однако самостоятельно, без помощи взрослого, выделить игровую ситуацию эти дети не могут, она крайне бедна по своему содержанию и недостаточно определяет действия ребенка. За трудностями в создании воображаемой ситуации в игровой деятельности дошкольников с ЗПР стоит бедность образной сферы: недостаточная обобщенность и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного жизненного опыта, малоэмоциональная окрашенность действий. В связи с тем, что у старших дошкольников с ЗПР различной степени выраженности заметно снижена потребность в игровой деятельности (игровое поведение отмечается в основном только при вмешательстве взрослого, носящем разный характер, от простого побуждения к игре до полной ее организации), необходима мотивация детей на игру, адекватная уровню развития ребенка и этапу развития игровой деятельности.

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата (НОДА).

  Нарушение формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры. Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, музыкальных, а также конструктивной и изобразительной деятельности. Однако полноценное освоение ребенком всего спектра игр является чрезвычайно важным условием для нормального развития личности, формирования познавательных психических процессов, коммуникативных навыков, развития других видов деятельности. Многие дети с НОДА не умеют играть в сюжетные, ролевые и другие сложные игры. Иногда полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, хотя в двигательном отношении больные могли бы свободно пользоваться руками и могли бы брать игрушки и манипулировать ими еще в раннем возрасте. Игровая деятельность дошкольников 4–5 носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий. На этом этапе сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом». Таким образом, изучение состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с НОДА наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. У детей с НОДА обнаруживается больший, чем при нормальном развитии разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Дети с НОДА обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.

Виды игры в данном возрасте,

характеристика игрового поведения ребенка

Ведущий вид игры – образная  60 % детей

Продолжаеттся игра- режиссерская 40% детей

Переход к игре – сюжетно-ролевая

 

2—4 года

Режиссерская игра

 

Ребенок сам создает сюжет-сеценарий. (эти сюжеты просты, могут состоять из 1-2 предолжений). Сам придумывает в игре чем, что будет(переносит функции с одного предмета на другой).Придумывает мезансцены (представляет в пространстве,  кто, где будет находится, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате эитого произойдет на игровом поле. Исполняет в этой все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

 

4-5 лет

Образная игра

 

Ребенок может не просто ходить, но и ездить, летать, не только говорить, но гудеть, хрипеть или даже выпускать дым. То есть «примеряет» на себя какое-либо свойство или функцию предмета. Ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.

 

 

 

 

5-6 лет

Сюжетно-ролевая игра

 

принятие действительной роли и действия в соответствии с нею (продавец, врач);

6-7 лет

Игра с правилами

 

 

 

6-7 лет

Режиссерская игра

 

 

Условия организации игры

Материалы и оборудование

для организации игровой деятельности по основному виду игры

 

Центры активности, обозначенный

маркером

 

Перечень материалов и оборудования

(перечислить наполняемость по центрам активности)

Примерные варианты игровых действий детей,

 темы игры

Оборудование  для ведущего вида игры

в том числе

неоформленный и бросовый материал

Атрибуты, изготовленные детьми

Центр познания и речи

Дидактические игры по развитию сенсорики, математических представлений, ознакомлению с окружающим и речи; пироамидки,  мягкие вкладыши с геометрическими фигурами, счетные палочки, часы (части суток, времена года), кубики-с вкладышами (объемные  фигуры), картинки с сюжетом. Игры по направлению: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?» ит.д)

 

 

«Центр науки и природы»

Природный материал (песок, вода,  камешки, ракушки,  земля, различные семена и плоды, листья и т. п. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль ит.д). Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, кисточки, воронки, сито. Микроскоп, лупы, компасы, весы, песочные часы. Вспомогательные материалы (колбы, вата, марля, шприцы без игл). Календарь природы, дидактические игры, лейка, книги и альбомы природоведческого характера, контейнеры для игр с песком и водой.

Фартуки, салфетки, глобус

 

 

«Юный конструктор» центр конструирования

Модули, детали строительных конструкторов (деревянные, пластмассовые), кубики деревянные  и пластмассовые, кирпичики пластмассовые. Детали конструктора «Лего». Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки  животных, дорожные знаки, кустарники из пластмассы и дерева) Макет автомобильной дороги.  Транспорт (мелкий, средний)

Постройки, выполненные детьми для игр

 

«Юный художник» художественного творчества

Восковые и цветные мелки. Гуашевые и акварельные краски.  Фломастеры, цветные карандаши. Пластилин, дощечки для работы с пластилином.  Цветная и белая бумага, картон, обои. Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков, коллажей, аппликаций), альбомы для раскрашивания. Кисти,  клей,стеки, печатки, трафареты, паралон.

Рисунки детей, детские работы из пластилина, которые используют в игре

 

«Музыки и театра»

Контейнер с музыкальными инструментами, микрофон, маски, пальчиковый театр, кукольный театр, ширмы, контейнер с предметами одежды для создания образов. Магнитлофон.

 

 

Центр физического развития и двигательной активности

Мячи разных размеров, кегли, массажные мячи,    гантели, массажные коврики, баскетбольное кольцо, скакалки из неоформленного материала, кольцебросы. Крупные модули. 

 

 

«Читалочка» центр книги

Книги для чтения и рассматривания (стихи, сказки, энциклопедии, познавательные книги, журналы детские, альбомы,

 

 

Центр  «Игралочка»

Ширмы, контейнеры с атрибутами для режиссерских игр (мелкие иргушки), Неоформленный материал для использования в качестве атрибутов для игры. Контейнеры с масками, шапочками, головными уборами; костюмами (животных, сказочных персонажей) и различными элементами и предметами  одежды (для девочек и мальчиков)  куски ткани, для  создания образов.

Маски из бумаги, накидки (плащи) из тканей

 

Подиум для игр и развития двигательной активности.

Подушки-думки, симпатекс коврики для режиссерских (образных) игр, развития двигательной активности.

 

 

 

 

 

 

 

Профессионально-игровые компетенции воспитателя

Методическая копилка

Технологии, обеспечивающие развитие игровой

деятельности дошкольников

Приемы прямого руководства игрой

 Приемы косвенного руководства игрой

День свободной игры

Ограничивает количество игрушек

Моделирование проблемных ситуаций, беседа

Большая игра

Принимает непосредственное участие в игре, изготавливает атрибуты, костюмы

Провокации

Открытые двери

Приглашает в группу «гостей»

Наблюдение за игрой, взаимодействием детей

Образовательное событие

Принимает непосредственное участие в событии, оказывает недерективную помощь

Провокации, вопросы, обсуждение

 

 

 

 

 

 

Формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре

 

 

Оставить комментарий: