a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Кружковая деятельность по экспериментированию для младшей группы "Почемучки"

Автор: Москалева Ирина Викторовна Опубликовано: 2024-01-08 12:32:31

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 7 » Кружковая деятельность по экспериментированию" ПОЧЕМУЧКИ" " ПОЧЕМУЧКИ" ( младшая группа) Руководители кружка: Москалева И. В. , воспитатель; Петрусева Н. Г. , воспитатель. г. Зеленогорск 2023- 2024 Пояснительная записка Кружок составлен для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса. Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования. В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир. Кружок  направлен  на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской( поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Главное достоинство кружка в том, что в основе е го лежит  метод обучения дошкольников-  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский,   Н. Н. Поддъяков,   К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие другие. Актуальность   заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Ц ель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования. З адачи: 1  . Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов. 3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 4. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект 5. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста. 6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам. 7. Привлечение родителей к совместной деятельности.     Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям: • О материалах( песок, глина, бумага, ткань, дерево) . • О природных явлениях( ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром) . • О мире растений( способы выращивания из семян, луковицы) . • О человеке. • О предметном мире. О сновными условиями реализации детского экспериментирования являются:  - взаимосвязь с другими сторонами воспитания( умственным, трудовым, нравственным и т. д. ) ; - использование разных видов деятельности;  - четкое определение содержания экологического воспитания;  - использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.  - взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;  - создание развивающей среды( книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д. ) ;  - экологическая грамотность самих взрослых. Приёмы реализации: Приёмы организации воспитанников в процессе обучения: - создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу; Приёмы активизации умственной активности: - включение игровых упражнений; - активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; - решение проблемных ситуаций; Приёмы обучения: - показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств; - инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; - пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок. Оборудование детской лаборатории: Приборы- «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;  разные виды бумаги, ткани;  медицинские ма териалы: ватные диски, пипетки; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д. Организационно- методическое обеспечение: Срок реализации кружка  – 1 год, сентябрь и май- обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей. Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста. Возраст детей 3- 4 года. Режим занятий:  1 раз в неделю – в пятница 9. 30; продолжительность – 1 5минут. Форма проведения занятий кружка  - занимательные игры- занятия с элементами экспериментирования Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей будет проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май Предполагаемые результаты: В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я- исследователь»; Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории; Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира; Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности. В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут: - представления о свойствах веществ; - умения устанавливать причинно- следственные связи между свойствами материалов и способами их использования; - навыки исследовательской деятельности; - необходимые знания об объектах и их свойствах.         Список детей младшей группы на кружок Стишова Юлия Ермакова Софья Вельмискина Мария Видер Павел Толстобров Богдан Гордеева Олеся Бондаренко Вероника Кривенков Михаил Золотухин Артемий Полле Яна Раздобудько Ульяна Макаров Артем Волошин Матвей Сорокина Алиса Хоботнев Степан Зоркова Ксения Ушаков Андрей Мамонтов Михаил Суворов Артемий Молоткова Ева Кызыл – оол Алдын Талалаев Михаил Чилачава София Учебный тематический план экспериментальной деятельности в младшей группе. Дата Тема Программное содержание Кол- во занятий СЕНТЯБРЬ 1 неделя Диагностика Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей 1 2 неделя «Камушки – какие они? » Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. 1 3 неделя « Поиграем с ветерком » Обнаружить движение воздуха в природе;  способствовать развитию речи, мышления; воспитание любознательности, наблюд а тельности. 1 4 неделя «Мыльные пузыри» Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри; при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат; если в воду добавить краситель, то она окрасится. 1 Итого за месяц 4 ОКТЯБРЬ 1 неделя «Чудесный мешочек» Познакомить с органами чувств и их назначением( глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности) ; познакомить с охраной органов чувств. 1 2 неделя « Узнаем, какая вода » Выявить свойства воды( прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества) ; развивать любознательность, мышление. 1 3 неделя « Свойства песка » Познакомить со свойствами песка( состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого) . 1 4 неделя « Игры с соломинкой » Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. 1 Итого за месяц 4 НОЯБРЬ 1 неделя « Волшебные дощечки » Ознакомление с некоторыми свойствами дерева( твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет) . 1 2 неделя « Легкий- тяжелый » Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать пред меты по весу. 1 3 неделя « Найди по звуку » Определять и различать издаваемые шумовые звуки 1 4 неделя « Глина: ее свойства и качества » Познакомить детей с глиной, выявить ее свойства. 1 Итого за месяц 4 ДЕКАБРЬ 1 неделя « Горячо- холодно » Научить определять температурные качества веществ и предметов; развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; воспитывать аккуратность. 1 2 неделя « Вкусная водичка » Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус. 1 3 неделя « Окрашивание воды » Выявить свойство воды и красок( вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества) , способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. 1 4 неделя « Да здравствует мыло душистое! » Познакомить со свойствами и назначением мыла 1 Итого за месяц 4 ЯНВАРЬ 2 неделя « Снег, какой он » Познакомить со свойствами снега во время снегопада( белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле) . 1 3 неделя «Как из снега получить воду» Формировать простейшие представления о свойствах снега( тает в тепле) . 1 4 неделя « Как воду превратить в лед » П ознакомить со свойствами воды( превращается в лед при низких температурах) . 1 Итого за месяц 3 ФЕВРАЛЬ 1 неделя « Изготовление цветных льдинок » Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. 1 2 неделя « Свойства льда » Познакомить со свойствами льда( лед- это твердая вода, в тепле лед тает) , учить устанавливать простейшие закономерности 1 3 неделя « Ветер по морю гуляет » Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. 1 4 неделя « Плавает- тонет » Выяснить, как плавучесть предметов зависит от материала, из которого они изготовлены, формы, размера. 1 Итого за месяц 4 МАРТ 1 неделя « Бумага: ее качества и свойства » Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества( цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства. 1 2 неделя « Посадка лука » Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. 1 3 неделя «Свойства магнита » Выяснить, все ли металлы притягивает магнит. 1 4 неделя «Древесина, ее качества и свойства» Познакомить детей со свойствами дерева У чить узнавать предметы, сделанные из дерева; формировать ум ение определять его качества; уточнить представление детей о том, что можно делать из дерева. 1 Итого за месяц 4 АПРЕЛЬ 1 неделя «Здравствуй, солнечный зайчик» Дать представление о том, что “солнечный зайчик” – это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. 1 2 неделя « Веточка березы » Наблюдать за появлением листочков на веточках березы, поставленных в воду. 1 3 неделя « Что в пакете » Знакомство со свойствами воздуха. 1 4 неделя «Живое- не живое» Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. 1 Итого за месяц 4 МАЙ 1 неделя « Что лучше бумага или ткань » Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами. 1 2 неделя « Пластмасса »  Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предм еты, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы. 1 3 неделя Диагностика Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей 1 4 неделя Развлечение «Маленькие волшебники» Р азвитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности. 1 Итого за месяц 4 Итого за учебный год 3 5 Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома». Цель:  выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. Привлечение к созданию познавательно- развивающей среды в группе. Оформление наглядной информации в родительском уголке: Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Рекомендации: «Проведите с детьми дома». Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно- экспериментальной деятельности». Практическая часть: о ткрытое занятие для родителей. Оформление папки «Мои открытия» Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку» Методическая литература 1. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и  эксперименты для дошкольников ». – М. : ТЦ Сфера, 2015 2. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В.   «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015 3. В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игры- эксперименты с дошкольниками. Учебно- методическое пособие»- Издательство: " Центр педагогического образования" , 2013. 4. Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких»- сост. Л. А. Маслова

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы