a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Детское экспериментирование в детском саду и дома

Автор: Шонюк Лариса Михайловна Опубликовано: 2024-01-21 17:36:44

О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка- дошкольника left0 «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка»( Н. Н. Поддьяков, 1995г. ) . В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Экспериментирование   – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему. Экспериментирование   тесно связано со всеми сферами детской жизни: Наблюдение – составная часть любого эксперимента. Эксперимента без труда не бывает. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта. С left0 вязь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. С чтением художественной литературы. С музыкальным воспитанием. Экспериментирование   – это творческий процесс и наряду с игрой- ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать предметно- развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности. В уголке экспериментирования должно быть: оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями; природный материал; коллекции веществ и материалов; приборы для проведения опытов; картотека опытов; алгоритмы проведения опытов; дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт: цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото. Формы экспериментирования   могут быть различными: совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми. самостоятельная деятельность детей. Цель эксперимента: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента; сформировать интерес к исследованию природы; развивать мыслительные операции( анализ, синтез, классификацию, обобщение и др. ) ; стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка; активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей( видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять сущес твенные признаки и связи, сопос тавлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы; речевое развитие( обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь) ; личностные характеристики( появление инициативы, самосто ятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д; знания детей о неживой природе. В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и некоторые научные знания. Например,   ванная комната.   Во время мытья ребенок может много узнать о свойствах воды, мыла, растворимости веществ. Опыт: « Тонет … не тонет».   Что утонет, а что нет: пластмассовая игрушка; камешек; губка; металлическая машинка. Опыт: «Что быстрее растворится? » морская соль; мыло; шампунь. Кухня – тоже место для эксперимента. Опыт: « Растворяется … не растворяется».   Что растворится, а что нет: соль; рис; сахар; м left0 ед; сода; мука Опыт: «Вулкан».   Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду и добавьте уксус. Опыт: «Почему идет дождь? ».   Возвращение воды в жидкое состояние: Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит, накройте кастрюлю крышкой( на крышке образовались капли воды) . Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

Оставить комментарий: