Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Документы для скачивания
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Части суток. Игра «Что ты сейчас делаешь? » Цель: активизация словаря детей за счёт слов- названий частей суток. Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н- р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь? » И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи. Игра «Что за чем? » Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток. Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому- нибудь из детей мяч, задаёт вопрос: - Утро. А за ним? ( Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т. д. Игра «Когда это бывает» Цель игры: Закрепить представление о временах суток. Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому- нибудь из детей мяч, задаёт вопрос: - Что дети делают ночью дома? - Что делают днём? - Работает ли кто- нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д. Игра «Назови все части суток» Цель: Учить различать и называть части суток. Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования. Игра «Назови пропущенное слово» Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени. Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому- нибудь из детей мяч, задаёт вопрос: - Мы завтракаем, ужинаем …. , а обедаем…- Сегодня у нас было рисование, а вчера…- Сегодня у нас математика, а завтра…. Эту игру можно провести и на свежем воздухе. Игра «Что наступило» Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера». Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, н- р вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку. Игра «Разложи по порядку» Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток. Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило( утро, вечер, день, ночь) . Другая подгруппа детей проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки. Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь». Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь. Ход игры: Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди( звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Н- р, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться. Игра «Что мы делаем? » Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь. Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток. Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей. Дни недели. Игра «Живая неделя» Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку. Ход игры: Первый вариант. Цифры( от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий? » И т. д. Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками( от 1 до 7, по- разному расположенными. Правила игры те же. Четвертый вариант. Карточки цвета радуги. Каждый цвет соответствует дню недели Игровое упражнение «Составь неделю». У каждой команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1( понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т. д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами. Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю начиная с четверга и т. д. Игра повторяется 2–3 раза. После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная Игра «Отгадай- ка» Цель: Закрепить название дней недели. Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка- по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка. - Сколько раз в неделю готовила лисичка? - Назови эти дни? Игру можно проводить и на других сказках. Игра «Назови скорей» Цель: Закрепить умение назвать последовательно дней недели. Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому- нибудь из детей и говорит: «Какой день недели сегодня? » Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт свой вопрос, например: «Какой день недели был вчера? » Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому. Игра «Неделька, стройся» Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели. Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т. е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Игровое упражнение «Назови день недели». Цель: умение последовательно определять и называть дни недели. Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники? » Игровое упражнение «Неделя, стройся». Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять со стола по одной карточке с цифрами от 1 до 7. Воспитатель уточняет у детей, сколько дней в неделе, просит перечислить их и по сигналу построиться в шеренгу, образуя неделю. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой детей и дня недели для ее образования. Подвижная игра «Живая неделя». У детей карточки с цифрами. Воспитатель уточняет, какая цифра какой день недели обозначает. Затем дети делятся на две команды. Воспитатель читает стихотворение, и по мере называния дней недели каждая команда строит свою неделю. Жаль, всего семь дней в неделе — Дел навалом у Емели: В понедельник на печи Протирает кирпичи. Не скучает и во вторник — Он плетет слону намордник. Языком молотит в среду И баклуши бьет соседу. После дождичка в четверг Он пускает фейерверк. Пятница – тяжелый день: Тень наводит на плетень. И суббота не суббота: У него на мух охота. Но седьмой настанет день — Сдвинет шапку набекрень… Потому что воскресенье — Это праздник и веселье: И, улегшись на печи, Ест Емеля калачи! В общем, трудно жить Емеле… Было б восемь дней в неделе — Вот тогда бы он успел Сделать много важных дел! А. Усачев Дети перечисляют дни недели. Воспитатель предлагает ребятам выстроиться в ряд, составив неделю от названного дня( среда, пятница, воскресенье, и проверяет правильность выполнения задания Вчера, сегодня, завтра. Игра «Продолжай! ». Цель: Закреплять понятия- вчера, сегодня, завтра. ( с мячом) Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Н- р: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили. » «. вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было. » «. сегодня». «Рисовать мы будем. » «. завтра» и т. п. Игра «Вчера, сегодня, завтра»( с мячом) Цель: Закреплять понятия- вчера, сегодня, завтра. Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому- то из детей и говорит: «Мы играли в мяч …. » Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда? ». Н- р: «Мы пойдём гулять в лес( завтра) ; новогодний праздник был…. ( вчера) ; и т. д. Времена года. Игра «Времена года». Игра с мячом. Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Ход игры: ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему. - Какие времена года вы знаете? - Какой вы представляете зиму? - А что будет зимой с водой в реках, озёрах, прудах? - Как приспосабливаются животные к зиме? - Какое время года наступит после зимы? - Какие признаки весны вы знаете? - Какое время года наступит после весны? - Какие пословицы вы знаете о лете? Игра «Какое слово подходит? » Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Ход игры: Педагог задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы( перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль». Дети отвечают: «Февраль». Месяц лета …( апрель, май, март, июнь) . Месяц весны …( январь, декабрь, февраль, март) . Время года( март, апрель, вечер, зима) . Части суток…( лето, май, апрель, ночь) . Игровое упражнение «Что сначала, что потом? ». Цель: умение последовательно определять и называть дни недели. На доске вывешены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации. Прилетели к нам метели, Залепили снегом щели. На окне стоит мороз, Льдинкой росписи нанес. ( Зима) Полюбуйся, Весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. И. Никитин. Весна Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом. Лето, лето к нам пришло, Стало сухо и тепло! По дорожке прямиком, Ходят ножки босиком. В. Берестов. Лето Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация. Осень золото роняет, Холод пташек угоняет… До свиданья, лес и луг, Мы летим на теплый юг. О. Иваненко. Осень Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку Игра «Круглый год». Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому- нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, какой это месяц в году? » Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов: - Каким месяцем заканчивается год? - Назови осенние месяцы? - Какой месяц идёт после октября? - В каком месяце день твоего рождения? Игра «Двенадцать месяцев». Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12( изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы: Первый месяц, как тебя зовут? Двенадцатый месяц, назови себя. Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется. Игра с мячом «Бывает- не бывает» Цель- развитие вербально- логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года. Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит. Игра «Повтори, не ошибись» Цель – закреплять названия месяцев( по временам года) . Ход игры: Ребенок называет названия осенних( зимних, весенних) месяцев по порядку по картинкам или без них. Игра «Сравни» Цель – учить составлять рассказ- сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок. Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам- опорам. Игра «В какое время года нужны эти предметы? » Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе. Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему Игра «Домики времён года» Цель- закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев. Ход игры: Педагог показывает детям( ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют( по цвету, в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов. Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года. Игра «Когда деревья надевают этот наряд? » Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе. Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе. Игра «Назови времена года, месяцы» Цель- закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам. Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки( времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки( месяцы, называет их) . Игра «Четвертый лишний» Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения. Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит. Дидактическая игра «Назови соседей». Цель- закрепление названий и последовательности времен года. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. ( Весна раньше лета, а осень – позже) Я соткана из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь! » – приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я…( лето) . Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят…( Осень) Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. ( Зима) Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнет, В лесу подснежник Расцветет. ( Весна) Игровое упражнение «Собираем год». На доске в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением разных времен года. Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующие картинки- отгадки и восстанавливают последовательность времен года. Дни стали короче, Длинней стали ночи. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? ( Осень) Хоть сама – и снег, и лед, А уходит – слезы льет. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? ( Зима) Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. В улей пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? ( Весна) Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? ( Лето) Дети повторяют названия времен года в нужной последовательности. Затем воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего времен года? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите осенние месяцы». На доске вывешиваются картинки с изображением осенних месяцев. Воспитатель читает стихи об осенних месяцах, а дети находят соответствующие иллюстрации и располагают их под картинкой с изображением осени. Сентябрь – златоцвет, В золотой кафтан одет, Лес красуется листвой Пышной, яркой, золотой. Октябрь – листопад, Листья падают, кружат, Укрывают лес ковром Перед долгим зимним сном. Ноябрь – грудень, Для прохожих труден. Смерзлись в груды снег и грязь, Не проедет даже князь! Дети называют осенние месяцы по порядку.
- О вреде пассивного курения
- НОД по ФЭМП. Тема: "Знакомство с цифрой и числом 5. Цель:
- «Зачем нужна книга?»
- Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну Знаний»
- Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.