a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Авторы: Ешмекова И.А. "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС" (конспект открытого занятия)

Автор: Ешмекова Ирина Алексеевна Опубликовано: 2024-01-31 16:34:32

 

 

Тема:  Путешествие в зимний лес

                   Автор: Ешмекова И.А. 

Образовательная область: Познание целостной картины мира + художественное творчество.

 

Цель:  закрепить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой: местах их  обитания, особенностях питания; а также умения передавать особенности внешнего вида в художественно-продуктивной деятельности.

 

Задачи:

 Образовательные

 - расширять представление детей о жизни диких животных : питание, место обитания, приспособление к жизни в зимнее время года;

 - активизировать словарь по теме: «Дикие животные зимой»;

Развивающие

-развивать познавательный интерес и любознательность;

-совершенствовать навыки мелкой моторики руки, используя разный материал в художественно-продуктивной деятельности;

Воспитательные

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе и её обитателям;

-формировать умение слушать ответы друг друга

Словарь новых слов: лиса «мышкует»

Предварительная  работа:

-рассматривание иллюстраций с изображением диких животных;

-беседа об отличительных особенностях животных диких и домашних;

-чтение русских народных сказок:

  «Лисичка-сестричка и Серый волк». «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка»;

-Д/и «Кто где живёт», «Чей малыш», «Четвёртый лишний», кубики «Животные», пазлы,

 

Материалы и оборудование:

 - мольберт;

- детали бумажного конструктора для игры «Чей хвост»

- декорации для леса (елки, зимнее дерево, сугроб-простынь, дупло, нора, берлога игрушки: лисичка, зайчонок, белка, медведь)

 - телевизор, DVD; презентация «Дикие животные»

-предметы для художественного творчества: краски, мелки восковые, нитки шерстяные, клей, салфетки для рук, вода, клеёнки

 

 

Ход непосредственной образовательной деятельности

  Организационный момент.

Дети сидят полукругом, слушают сказку, которую читает воспитатель.  Раздаётся стук в окно, дети слышат его, обращают внмание воспитателя на стук. Все вместе подходят к окну, замечают там сову с конвертом.

Воспитатель: Ребята, к нам прилетела лесная птица. Кто это? (это сова)

В: Давайте впустим её.

Воспитатель открывает раму и берёт игрушку-сову.(дети замечают, что под крылом у неё конверт)

В: Посмотрим, что внутри конверта? (дети достают картинки с изображением диких животных:  лисы, зайца, медведя, белки)

- Кто изображён на картинках? ( звери)

-Где они живут? ( эти звери живут в лесу)

-Вспомните, как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)

-Почему их так называют? (потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами добывают себе пищу)

Воспитатель: Ребята, я поняла! Этот конверт прислали нам лесные звери. Помните они приходили к нам  на ёлку. А теперь приглашают нас к себе в гости. Пойдём?

Основная часть.

В: Зимой в лесу холодно. Нужно одеться потеплее.

  Одеваем шубку

  На ножки — сапожки

  На ручки — рукавички

  Застегнём застёжки

  На своей одёжке

  Что осталось?

   Голова!

  Вот и шапочка — раз, два!

 

 

В лес зимою на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Вам, ребята, не найти!

 

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдём

Много, много интересного

Мы в лесу найдём.

Проходят между ёлками и «попадают в лес». Давайте все посмотрим на экран.

Слайд с изображением зимнего леса.

В: Вот мы и в лесу. Полюбуйтесь как красиво! Деревья белые от снега. Почему не слышно, как поют птицы? (потому что холодно и птицы не поют)

В: Почему не слышно шума листвы? (деревья зимой без листьев)

В: А как нужно вести себя в лесу? (тихо) Почему? (чтобы не пугать лесных зверей) Правильно. Не шуметь, не мусорить, не ломать веток.

В: Пойдём по тропинке.

 Слайд — тропинка, уводящая в лес

Немного проходят вперёд и замечают снежинку.

В: Чтобы узнать к кому мы отправимся сначала, нужно отгадать загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.      (Лиса!)

Слайд с изображением лисы.

В: Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

 (Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.)

Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица.

В: Расскажите, лиса меняет цвет своей шубки с приходом зимы? ( Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.) Верно, к зиме мех у лисы становится гуще и теплее.

В:Как называется дом лисички?

  (Нора.) спросить нескольких детей.

В:Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная.

В: Как отыскать лисью нору? (по следам)

В: Где же лисьи следы? (находят на полу лисьи следы)

В: Почему вы решили, что это лисьи следы? (дети объясняют)

 В: Чтобы не спугнуть лисичку, нужно идти тихо, спокойно. (идут по следам, подходят к норе)

В: Посмотрим там ли лиса. (приподнимают край белой простыни, накрывающей нору, видят лисичку) Вот она. Не будем ей мешать , она спит. Почему лиса спит, ведь сейчас день? ( охотится ночью) Правильно, чаще всего лиса выходит на охоту ночью.

В: На кого охотится лиса? (мышей, зайцев)

В: Посмотрите на экран.

Слайд — лиса «мышкует»

Я расскажу, как лиса охотится на мышей.У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она «мышкует». Что наша лисичка на экране делает сейчас? (спросить нескольких) Правильно – «мышковала».

В: Давайте для нашей лисички оставим подарок. Проходите , садитесь за стол.

В: Обведите по точкам силуэт, лисы и раскрасьте не выходя за контур. Какого цвета карандаш нужно взять?

Выполнение.

В: Какая красивая лиса получилась. Молодцы! Отнесём рисунки и положим около норы, чтобы лисичка, когда проснётся полюбовалась своим портретом.

 

В: Пойдём дальше? Идём тихо, друг за другом, чтобы не мешать лесным жителям. (подходят к ёлке, дети замечают орехи под ёлкой)

В: Откуда здесь орехи?  (предположения детей)

В: Вы думаете, это белка их обронила? Посмотрим. (обходят ёлку, замечают белку,дупло)

В: Как называется жилище белки? Не будем ей мешать, она грызёт орехи. Посмотрите на экран.

 

Слайд с изображением белки.

В: Рассмотрите белку. Какая она, расскажите. ( Шубка рыжая летом, зимой - серая; глазки черные, веселые; зубы  острые; цепкие коготки; красивый пушистый хвост.)

В: Почему шерсть белки становится зимой серой ? (чтобы её не так было заметно среди веток)

Зачем ей такой пушистый хвост? (укрываться в мороз) А ещё хвост помогает белке при прыжках с ветки на ветку.

Воспитатель: Чем питается? (шишки, орехи, сушёные грибы)

В:Какие враги  у белки?   (лиса) А как называется жилище белки, кто помнит?

 

Слайд — дупло .

В: Рассмотрите дупло. Белка живёт всю зиму в дупле, которое выдолбил дятел.  Как вы считаете, есть ли враги у белки? (ответы детей)

В: Давайте и для белочки оставим подарок. Посмотрим, все ли ребята у нас внимательные.  Белка спряталась на рисунке.Найдите на рисунке белку и обведите её чёрным карандашом.

 В: Я вижу,все ребята внимательные, все справились с заданием. Положите свои работы под ёлку, где живёт наша белка. Она спустится за орехами и увидит ваши рисунки. (Дети кладут рисунки под ёлку и замечают корзинку, прикрытую шишками)

В: Белочка ждала вас в гости и приготовила для вас сладкие грибочки. Давайте возьмём их с собой  и после нашего путешествия попробуем.

 

В: Ребята, мы ещё не всех друзей встретили, пойдём отгадывать следующую загадку.   

 

Не барашек и не кот,
Носит шубу целый год,
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.  (Это заяц!)

Появляется слайд с загадкой и изображением зайца.

 

 Воспитатель: Вспомните, какую шубку носит заяц зимой?    Рассмотрите зайца

какой он?Какие у него ушки?

(Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки, короткий хвост)

В: Почему заяц зимой становится белый, как вы думаете? Да, в народе говорят: «Бел, потому и цел» Кто враги у зайца? (волк, лиса)

В: Где же заячьи следы? (дети находят на полу следы)

В: Почему вы считаете,что это следы зайца? (объяснения детей)

В: Пойдёмте по следам. Идём тихо, зайцы очень пугливые (идут, петляют) Вот акой! Совсем нас запутал, наверное, от лисы убегал, все следы запутал. (подходят к дереву, под которым замечают зайца)

В: Агде же жилище зайца? (у него нет жилища, заяц спит под деревом или кустом, зарывшись в снег)Правильно. А чем же питаются зайцы в зимнее время?  (ответы)

В: Верно, у зайца очень острые зубы передние и он ими, как ножницами срезает кору с молодых деревьев.

 

В: Наши лесные друзья хотят с вами немного поиграть. Они придумали вам такое задание.  (подводит детей к мольберту)

В:  Посмотрите, звери потеряли свои хвосты. Рома, посмотри внимательно на хвосты и найти хвост белке, Таня — лисе, Ваня — зайцу.  (находят и прикрепляют)

В:Ребята, посмотрите, справились ли дети с заданием? Рома, почему ты выбрал именно такой хвост белке? ( хвост у белки пушистый и серый)  Таня, ты считаешь это лисий хвост? Почему? (он длинный, рыжий с белым кончиком) Ваня, почему ты зайцу нашёл именно этот хвост? (он короткий и белый)

В: У нас осталась ещё одна загадка. Слушайте.

                                                         Зверь лохматый, любит мёд

                                                         Если что-то не поймёт

                                                         Может дико зареветь

                                                          Потому что он...........(медведь)

Слайд с изображением медведя.

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

  (Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.)

В: Агде же медвежьи следы? Почему их не видно? (медведь зимой спит)

В: Как же медведь всю зиму обходится без еды?

 (В зимнее время  они живут за счет накопленного ими жира.)

В: Правильно, он осенью наедается и к зиме ищет где устроится на зимовку.

А как называют дом медведя?  (Берлога)

Слайд с изображением медведя в берлоге.

В: Часто устраивает медведь берлогу под упавшим деревом. Кто-нибудь знает как медведь устраивает себе зимнее жильё?  Правильно , он нагребает листья, натаскивает сверху ветки и ложится в спячку.

 Воспитатель: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге? Вон под той ёлкой мне кажется берлога. Пойдём туда тихо, чтобы не разбудить медведя. (подходят, приподнимают покрывало)

В: Спит мишка. Как вы думаете, ему там тепло? Почему?

(около берлоги дети замечают снежинки)

В: Это лесные звери приготовили вам ещё одну игру.Возьмите по снежинке.

Проходите к столу, выкладывайте то, что находится в конвертах-снежинках. Что это, ребята. Верно, это пазлы. Подумайте хорошенько, вспомните, как называются жилища лесных обитателей и составьте пары — кто где живёт.

(После выполнения, проверяет)

В: Рома, где живёт лиса? (лиса живёт в норе) Ваня, как называется жилище медведя?  (спросить всех)

В:Все справились с заданием. Сложите пазлы в конверты.

В: Ну, что понравилось вам наше путешествие? Вот мы и узнали как живут звери зимой в лесу, увидели их жилища, узнали , чем питаются. Пора возвращаться .

Очень жарко. Нужно раздеться.

 

 

Садятся за столы.

В: Где мы с вами сегодня побывали?  (в зимнем лесу)

-Кого там повстречали?  (диких животных)

-Как называется жилище медведя? Лисы? Белки?

-Есть ли жилище у зайца?

-Как нужно вести себя в лесу во время прогулок?

-Вспомните. Какие пословицы мы учили о бережном отношении к природе?

 (Кто умеет добрым быть, тот сможет и природу беречь и любить.

  Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.)

 

 

В: Ребята, зверей мы не можем взять с собой из леса. Но, чтобы у нас осталась о них память, мы сможем их смастерить.

(раскладывает силуэты животных)

В: выбирайте силуэты животных. Вспомните зверей. Которых мы сегодня видели в лесу, какой они окраски зимой. Можно будет использовать краски, пластилин, восковые мелки, шерсть у зверей пушистая, поэтому можно взять шерстяные нитки для того, чтобы силуэты животных стали как настоящие)

 Подумайте какой  материал вы выберите, вспомните как мы работаем за столами: не толкаемся, не мешаем друг другу. Приступайте.

 

(выполнение под музыку)

В: Не забывайте убирать свои рабочие места. (наводят порядок)

В: Какие красивые звери у вас получились. Пора оживить нашу картину зимнего леса. Вспомните, где живут дикие животные и расселите своих зверей.

 

В: Рома, какое животное ты выбрал. Какой материал использовал в работе? Где живёт лиса?  (спросить нескольких детей)

В: Что вам больше всего понравилось сегодня?

А теперь отправляемся мыть руки и пробовать угощение белочки.

 

 

 

 

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы