Авторы: Ешмекова И.А. "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС" (конспект открытого занятия)
Тема: Путешествие в зимний лес
Автор: Ешмекова И.А.
Образовательная область: Познание целостной картины мира + художественное творчество.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой: местах их обитания, особенностях питания; а также умения передавать особенности внешнего вида в художественно-продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные
- расширять представление детей о жизни диких животных : питание, место обитания, приспособление к жизни в зимнее время года;
- активизировать словарь по теме: «Дикие животные зимой»;
Развивающие
-развивать познавательный интерес и любознательность;
-совершенствовать навыки мелкой моторики руки, используя разный материал в художественно-продуктивной деятельности;
Воспитательные
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе и её обитателям;
-формировать умение слушать ответы друг друга
Словарь новых слов: лиса «мышкует»
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций с изображением диких животных;
-беседа об отличительных особенностях животных диких и домашних;
-чтение русских народных сказок:
«Лисичка-сестричка и Серый волк». «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка»;
-Д/и «Кто где живёт», «Чей малыш», «Четвёртый лишний», кубики «Животные», пазлы,
Материалы и оборудование:
- мольберт;
- детали бумажного конструктора для игры «Чей хвост»
- декорации для леса (елки, зимнее дерево, сугроб-простынь, дупло, нора, берлога игрушки: лисичка, зайчонок, белка, медведь)
- телевизор, DVD; презентация «Дикие животные»
-предметы для художественного творчества: краски, мелки восковые, нитки шерстяные, клей, салфетки для рук, вода, клеёнки
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент.
Дети сидят полукругом, слушают сказку, которую читает воспитатель. Раздаётся стук в окно, дети слышат его, обращают внмание воспитателя на стук. Все вместе подходят к окну, замечают там сову с конвертом.
Воспитатель: Ребята, к нам прилетела лесная птица. Кто это? (это сова)
В: Давайте впустим её.
Воспитатель открывает раму и берёт игрушку-сову.(дети замечают, что под крылом у неё конверт)
В: Посмотрим, что внутри конверта? (дети достают картинки с изображением диких животных: лисы, зайца, медведя, белки)
- Кто изображён на картинках? ( звери)
-Где они живут? ( эти звери живут в лесу)
-Вспомните, как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)
-Почему их так называют? (потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами добывают себе пищу)
Воспитатель: Ребята, я поняла! Этот конверт прислали нам лесные звери. Помните они приходили к нам на ёлку. А теперь приглашают нас к себе в гости. Пойдём?
Основная часть.
В: Зимой в лесу холодно. Нужно одеться потеплее.
Одеваем шубку
На ножки — сапожки
На ручки — рукавички
Застегнём застёжки
На своей одёжке
Что осталось?
Голова!
Вот и шапочка — раз, два!
В лес зимою на прогулку
Приглашаю вас пойти
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти!
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдём
Много, много интересного
Мы в лесу найдём.
Проходят между ёлками и «попадают в лес». Давайте все посмотрим на экран.
Слайд с изображением зимнего леса.
В: Вот мы и в лесу. Полюбуйтесь как красиво! Деревья белые от снега. Почему не слышно, как поют птицы? (потому что холодно и птицы не поют)
В: Почему не слышно шума листвы? (деревья зимой без листьев)
В: А как нужно вести себя в лесу? (тихо) Почему? (чтобы не пугать лесных зверей) Правильно. Не шуметь, не мусорить, не ломать веток.
В: Пойдём по тропинке.
Слайд — тропинка, уводящая в лес
Немного проходят вперёд и замечают снежинку.
В: Чтобы узнать к кому мы отправимся сначала, нужно отгадать загадку.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса!)
Слайд с изображением лисы.
В: Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?
(Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.)
Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица.
В: Расскажите, лиса меняет цвет своей шубки с приходом зимы? ( Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.) Верно, к зиме мех у лисы становится гуще и теплее.
В:Как называется дом лисички?
(Нора.) спросить нескольких детей.
В:Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная.
В: Как отыскать лисью нору? (по следам)
В: Где же лисьи следы? (находят на полу лисьи следы)
В: Почему вы решили, что это лисьи следы? (дети объясняют)
В: Чтобы не спугнуть лисичку, нужно идти тихо, спокойно. (идут по следам, подходят к норе)
В: Посмотрим там ли лиса. (приподнимают край белой простыни, накрывающей нору, видят лисичку) Вот она. Не будем ей мешать , она спит. Почему лиса спит, ведь сейчас день? ( охотится ночью) Правильно, чаще всего лиса выходит на охоту ночью.
В: На кого охотится лиса? (мышей, зайцев)
В: Посмотрите на экран.
Слайд — лиса «мышкует»
Я расскажу, как лиса охотится на мышей.У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она «мышкует». Что наша лисичка на экране делает сейчас? (спросить нескольких) Правильно – «мышковала».
В: Давайте для нашей лисички оставим подарок. Проходите , садитесь за стол.
В: Обведите по точкам силуэт, лисы и раскрасьте не выходя за контур. Какого цвета карандаш нужно взять?
Выполнение.
В: Какая красивая лиса получилась. Молодцы! Отнесём рисунки и положим около норы, чтобы лисичка, когда проснётся полюбовалась своим портретом.
В: Пойдём дальше? Идём тихо, друг за другом, чтобы не мешать лесным жителям. (подходят к ёлке, дети замечают орехи под ёлкой)
В: Откуда здесь орехи? (предположения детей)
В: Вы думаете, это белка их обронила? Посмотрим. (обходят ёлку, замечают белку,дупло)
В: Как называется жилище белки? Не будем ей мешать, она грызёт орехи. Посмотрите на экран.
Слайд с изображением белки.
В: Рассмотрите белку. Какая она, расскажите. ( Шубка рыжая летом, зимой - серая; глазки черные, веселые; зубы острые; цепкие коготки; красивый пушистый хвост.)
В: Почему шерсть белки становится зимой серой ? (чтобы её не так было заметно среди веток)
Зачем ей такой пушистый хвост? (укрываться в мороз) А ещё хвост помогает белке при прыжках с ветки на ветку.
Воспитатель: Чем питается? (шишки, орехи, сушёные грибы)
В:Какие враги у белки? (лиса) А как называется жилище белки, кто помнит?
Слайд — дупло .
В: Рассмотрите дупло. Белка живёт всю зиму в дупле, которое выдолбил дятел. Как вы считаете, есть ли враги у белки? (ответы детей)
В: Давайте и для белочки оставим подарок. Посмотрим, все ли ребята у нас внимательные. Белка спряталась на рисунке.Найдите на рисунке белку и обведите её чёрным карандашом.
В: Я вижу,все ребята внимательные, все справились с заданием. Положите свои работы под ёлку, где живёт наша белка. Она спустится за орехами и увидит ваши рисунки. (Дети кладут рисунки под ёлку и замечают корзинку, прикрытую шишками)
В: Белочка ждала вас в гости и приготовила для вас сладкие грибочки. Давайте возьмём их с собой и после нашего путешествия попробуем.
В: Ребята, мы ещё не всех друзей встретили, пойдём отгадывать следующую загадку.
Не барашек и не кот,
Носит шубу целый год,
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета. (Это заяц!)
Появляется слайд с загадкой и изображением зайца.
Воспитатель: Вспомните, какую шубку носит заяц зимой? Рассмотрите зайца
какой он?Какие у него ушки?
(Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки, короткий хвост)
В: Почему заяц зимой становится белый, как вы думаете? Да, в народе говорят: «Бел, потому и цел» Кто враги у зайца? (волк, лиса)
В: Где же заячьи следы? (дети находят на полу следы)
В: Почему вы считаете,что это следы зайца? (объяснения детей)
В: Пойдёмте по следам. Идём тихо, зайцы очень пугливые (идут, петляют) Вот акой! Совсем нас запутал, наверное, от лисы убегал, все следы запутал. (подходят к дереву, под которым замечают зайца)
В: Агде же жилище зайца? (у него нет жилища, заяц спит под деревом или кустом, зарывшись в снег)Правильно. А чем же питаются зайцы в зимнее время? (ответы)
В: Верно, у зайца очень острые зубы передние и он ими, как ножницами срезает кору с молодых деревьев.
В: Наши лесные друзья хотят с вами немного поиграть. Они придумали вам такое задание. (подводит детей к мольберту)
В: Посмотрите, звери потеряли свои хвосты. Рома, посмотри внимательно на хвосты и найти хвост белке, Таня — лисе, Ваня — зайцу. (находят и прикрепляют)
В:Ребята, посмотрите, справились ли дети с заданием? Рома, почему ты выбрал именно такой хвост белке? ( хвост у белки пушистый и серый) Таня, ты считаешь это лисий хвост? Почему? (он длинный, рыжий с белым кончиком) Ваня, почему ты зайцу нашёл именно этот хвост? (он короткий и белый)
В: У нас осталась ещё одна загадка. Слушайте.
Зверь лохматый, любит мёд
Если что-то не поймёт
Может дико зареветь
Потому что он...........(медведь)
Слайд с изображением медведя.
Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?
(Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.)
В: Агде же медвежьи следы? Почему их не видно? (медведь зимой спит)
В: Как же медведь всю зиму обходится без еды?
(В зимнее время они живут за счет накопленного ими жира.)
В: Правильно, он осенью наедается и к зиме ищет где устроится на зимовку.
А как называют дом медведя? (Берлога)
Слайд с изображением медведя в берлоге.
В: Часто устраивает медведь берлогу под упавшим деревом. Кто-нибудь знает как медведь устраивает себе зимнее жильё? Правильно , он нагребает листья, натаскивает сверху ветки и ложится в спячку.
Воспитатель: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге? Вон под той ёлкой мне кажется берлога. Пойдём туда тихо, чтобы не разбудить медведя. (подходят, приподнимают покрывало)
В: Спит мишка. Как вы думаете, ему там тепло? Почему?
(около берлоги дети замечают снежинки)
В: Это лесные звери приготовили вам ещё одну игру.Возьмите по снежинке.
Проходите к столу, выкладывайте то, что находится в конвертах-снежинках. Что это, ребята. Верно, это пазлы. Подумайте хорошенько, вспомните, как называются жилища лесных обитателей и составьте пары — кто где живёт.
(После выполнения, проверяет)
В: Рома, где живёт лиса? (лиса живёт в норе) Ваня, как называется жилище медведя? (спросить всех)
В:Все справились с заданием. Сложите пазлы в конверты.
В: Ну, что понравилось вам наше путешествие? Вот мы и узнали как живут звери зимой в лесу, увидели их жилища, узнали , чем питаются. Пора возвращаться .
Очень жарко. Нужно раздеться.
Садятся за столы.
В: Где мы с вами сегодня побывали? (в зимнем лесу)
-Кого там повстречали? (диких животных)
-Как называется жилище медведя? Лисы? Белки?
-Есть ли жилище у зайца?
-Как нужно вести себя в лесу во время прогулок?
-Вспомните. Какие пословицы мы учили о бережном отношении к природе?
(Кто умеет добрым быть, тот сможет и природу беречь и любить.
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.)
В: Ребята, зверей мы не можем взять с собой из леса. Но, чтобы у нас осталась о них память, мы сможем их смастерить.
(раскладывает силуэты животных)
В: выбирайте силуэты животных. Вспомните зверей. Которых мы сегодня видели в лесу, какой они окраски зимой. Можно будет использовать краски, пластилин, восковые мелки, шерсть у зверей пушистая, поэтому можно взять шерстяные нитки для того, чтобы силуэты животных стали как настоящие)
Подумайте какой материал вы выберите, вспомните как мы работаем за столами: не толкаемся, не мешаем друг другу. Приступайте.
(выполнение под музыку)
В: Не забывайте убирать свои рабочие места. (наводят порядок)
В: Какие красивые звери у вас получились. Пора оживить нашу картину зимнего леса. Вспомните, где живут дикие животные и расселите своих зверей.
В: Рома, какое животное ты выбрал. Какой материал использовал в работе? Где живёт лиса? (спросить нескольких детей)
В: Что вам больше всего понравилось сегодня?
А теперь отправляемся мыть руки и пробовать угощение белочки.
- Авторы: Ешмекова И.А. "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС" (конспект открытого занятия)
- Авторы: Ешмекова И.А., Наумова А.В. "ЗНАТОКИ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ" (авторская разработка)
- Авторы: Ешмекова И.А., Наумова А.В. Конспект "ЗВЕРЯТА НА ДОРОГЕ"
- Авторы: Ешмекова И.А., Наумова А.В. КВЕСТ-ИГРАС ЭЛЕМЕНТАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ "ГДЕ ПРЯЧЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ"
- Авторы: Ешмекова И.А., Наумова А.В. АКЦИЯ МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (квест-игра)
- Авторы: Ешмекова И.А. "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ КНИГ" (викторина)
- Консультация "Здоровый образ жизни семьи" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)
- Консультация "Запрещать или разрешать" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А)
- Консультация "Дети - не наши клоны. Ошибки воспитания." (из пособия "Секреты успешного воспитания". Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)
- Консультация "Как воспитать в ребёнке нравственные качества" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)