a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Авторы: Ешмекова И.А., Наумова А.В. "МЫ - ЖИТЕЛИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ" (методическая разработка)

Автор: Ешмекова Ирина Алексеевна Опубликовано: 2024-01-31 16:38:50

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 5 Тракторозаводского района Волгограда»

(МОУ Центр развития ребенка № 5)

 

Методическая разработка

по теме:

«Мы – жители планеты Земля!»

 

 

Авторы-составители:

                       

                                    воспитатель: Ешмекова Ирина Алексеевна

                                 воспитатель: Наумова Анна Викторовна

Актуальность.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Цель разработки: формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Возраст: дети старшей, подготовительной группы

 

 

Учебно  –  методическая  разработка   урока  мира  (толерантность).               

Тема: Мы –  жители планеты Земля.

Старшая группа.

Цель: Воспитание основ толерантности у дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  • на примере сказок и песен, фольклора, воспитывать  в  детях чувства  дружбы, миролюбия, взаимопомощи и добрососедства.
  • знакомить детей с народами, населяющими территорию России и близлежащее зарубежье, воспитывать  уважение и интерес  к  людям разных национальностей, к их культуре и  деятельности;
  • расширение знаний об окружающем мире, формирование словарного запаса.

Материалы и оборудование:  магнитофон,  песни о дружбе,  карта России,  глобус, иллюстрации народов, проживающих на территории России и зарубежья,  копии национальных костюмов, цветные  карандаши, клей, ватман с изображением земного шара.

Предварительная работа: знакомство со словарем – национальность, культура, традиция, столица; разучивание стихов, знакомство с картой и глобусом.

Ход занятия:

Играет песня о дружбе.  Дети садятся на стульчики.

Педагог: О чем эта песня? (ответы детей)

Что такое дружба? Что значит дружить? (ответы детей)

Сейчас  я  расскажу сказку, а вы  внимательно послушайте.

Сказка о дружбе.  В далекой-далекой стране, где никогда не бывает зимы, жил маленький слоненок, и звали его Мосиком. Необычное имя для слона, конечно.  Но такое ему дали родители, мама и папа. Из-за этого имени никто не хотел дружить со слоненком.

- Мосик - длинный носик, Уходи ты спать. Не мешай играть, - дразнились другие слонята и не принимали его в свои игры.  А Мосик очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесет подарки на день рождения. Решил Мосик найти себе друга в дальних краях. Рано утром, когда все еще спали, слоненок ушел из дома. Конечно, все знают, что уходить из дома плохо. И даже вредно. Но слоненок Мосик был маленький и глупый. Он даже не подозревал, что вдали от дома его могут ожидать всякие опасности. Мосик просто хотел найти друга. Слоненок шел очень долго. Солнце поднялось на самую середину неба и жарко палило сверху. Мосику очень хотелось пить. Вдруг он увидел озеро. Мосик готов был при пустить со всех ног к озеру, чтобы испить прохладной водички, как вдруг услышал тоненькое и жалобное: ­Помогите! Помогите! Слоненок замер и оглянулся, но никого не увидел. - Помогите! Помогите! - послышалось снова словно из­-под самой земли. Мосик нагнулся и заметил маленький цветочек на длинном стебельке. Цветок склонил головку и почти завял. Слоненку очень хотелось пить, и озеро было совсем рядом. Но он не побежал к нему, а спросил у цветка: - Тебе помочь? Цветок слабо-слабо покивал головкой, у него совсем не осталось сил, и почти прошептал: - Солнце ... Оно такое яркое. Мосик подумал и воскликнул: - Я спасу тебя! Слоненок своими большими ушами, как зонтиками, прикрыл цветок от солнца. Цветку стало легче, он поднял головку и сказал: - Спасибо тебе, слоненок. Ты настоящий друг. - Как ты меня назвал? - удивился Мосик. - другом. Настоящим, - подтвердил цветок. - А если я скажу, что меня зовут Мосиком, ты перестанешь быть моим другом? - осторожно спросил слоненок. - Нет, конечно. Ведь друзей выбирают не по имени, а по тем поступкам, что они совершают, - сказал цветок. Слоненок засмеялся. Он стал самым счастливым слоненком на свете. Ведь у него появился друг. (Беседа с детьми) О чем эта сказка? Кто с кем подружился в этой сказке?

Кто такой слоник? Кем он является?

Дети:  животное.

 А цветок?

Дети:  растение.

Они похожи друг на друга, слоник и цветок?

Дети:  нет, они разные,

Педагог:Но ведь дружат!  Вот и люди, тоже разные!  Но между нами много общего.  Мы все живем на одной планете?  На какой?

Дети: Земля

Педагог   показывает  глобус. Объясняет, что изображено.  А в какой стране мы живем? 

Дети: в  России.

Педагог показывает карту России и объясняет, какая большая наша страна. Наша Россия - это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-­своему самобытен и имеет богатые традиции, свою культуру.   Показ альбома, с изображением людей в национальных костюмах.

Выступление детей в национальных костюмах, чтение стихов,  (на русском и других языках, по договоренности с родителями).

Педагог:  А как в России люди отмечают праздники?

Дети: веселятся, поют песни, танцуют, играют, проводят разные конкурсы.

Педагог: Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод. Дети вместе с педагогом  водят хоровод под музыку.

Игра  «Дружба»

Ведущий:  Несмотря на то, что мы все внешне такие разные,  у нас есть много общего. И это нас объединяет:   мы любим, дружим, радуемся, смеемся, плачем,  играем, танцуем, празднуем  дни рождения и другие праздники. У всех детей есть любимые близкие люди,  мамы,  папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, которые их любят и заботятся о них.  Мы – все жители одной планеты Земля.  Нужно принимать и уважать привычки, обычаи, культуру другого народа, даже если он на тебя и не похож,  уметь дружить с ними.

    Сейчас мы с вами заселим нашу Землю разными народами, с которыми мы сегодня познакомились.  Детям раздают копии  фигурок  людей разных национальностей,  под звуки музыки о дружбе,  они  разрисовывают костюмы.

После рисования каждый из вас поселит своего друга на нашу единую,  любимую Землю.

 Звучит песня «Мир похож на цветной луг» 

 Итог занятия – рефлексия.

 

 

Занятие в подготовительной группе

Тема: Мы –  жители планеты Земля.

Цель: Воспитание основ толерантности у старшего дошкольников.

Задачи:

  • формированию представлений о жителях нашей планеты и их культуре, о странах-соседях России
  • воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;

Материалы и оборудование:  магнитофон, песни о дружбе, политическая карта России, глобус, иллюстрации народов, проживающих на территории России и зарубежья, копии национальных костюмов, карандаши, клей, ватман.

Предварительная работа: знакомство со словарем – национальность, культура, традиция, столица; разучивание стихов, знакомство с картой и глобусом.

 

Ход занятия:

Занятие начинается с чтения стихотворения Я. Акима

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

 Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивлённо.

 Береги свою планету –

Ведь другой похожей нету!

Ведущий: А что это за планета, о которой говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

Ведущий: А можем ли мы с вами увидеть планету Земля? (звучат ответы детей)

 Ведущий: У кого есть возможность увидеть нашу планету во всём её величии?

 Дети: Космонавты.

 Ведущий: А мы можем посмотреть на модель Земли, которая называется "глобус".  Мы с вами его уже рассматривали. Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это  моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми).  А каким цветом обозначена суша? (зелёная  и  коричневая).  Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым - горы и равнины.

Ведущий: А где еще можно увидеть изображение нашей планеты?

Дети :На карте.

Ведущий:  Посмотрите на эту карту (политическая). Как вы думаете, почему она раскрашена разными цветами? (благодаря разным цветам, которые присутствуют на карте, мы можем отметить огромное количество стран на нашей планете). Давайте поиграем: вы называйте цвет, а я вам скажу, какая страна там расположена. У каждой страны есть свой главный город. А как называется главный город страны?

 Дети: столица.

 Ведущий: В нашей стране тоже есть главный город. Как он называется?

 Дети: Москва.

 Ведущий: Сможете ли вы, ребята, показать нашу страну на карте? Как она называется?

Дети: Россия.

Ведущий: Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются?

Дети: Цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.

Ведущий показывает альбом с изображением разных национальностей

Ведущий: и  наша страна многонациональна, здесь проживают  много  народов. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, своя культура.

  Дети читают стихи.

 Ведущий. Ребята а вы знаете, что такое   "традиции" ? Традиции - это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки  умеют печь блины - этому научили  ваших мам, а ваши мамы научат вас. Есть у нас и традиционные праздники. Какие вы знаете традиционные праздники?

 Дети: "Масленица", "Рождество", "Новый год", "День города",

 Ведущий:  А как традиционно отмечают праздники русские люди?

Дети: Веселятся, поют песни, танцуют, играют, проводят разные конкурсы, прыгают через костёр и т. д.

 Ведущий: Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод.

 Дети вместе с воспитателем водят хоровод под музыку.

 Ведущий: Мы уже узнали, что в России живут не только русские, но  и украинцы, и белорусы, и узбеки и много других народов. Говорят они на разных языках, но все мы во многом очень похожи.  У всех детей есть мамы и папы, которые их любят и заботятся о них, мы радуемся, смеемся, когда нам хорошо, плачем и злимся, когда плохо, Мы – все жители одной планеты Земля.   Нужно принимать и уважать привычки, обычаи, культуру другого народа и уметь дружить с ними.

  Игра «Дружба»

   А сейчас я предлагаю вам  заселить нашу землю разными народами, с которыми мы сегодня познакомились.  Детям раздают копии фигурок людей разных национальностей и под звуки музыки они разрисовывают костюмы.

 После рисования каждый из вас поселит своего друга на нашу единую Землю.

 Звучит песня  «Мир похож на разноцветный луг»

 

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы