a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Капризы и их предупреждения". Воспитатель высшей квалификационной категории Колокольцева Валентина Андреевна

Опубликовано: 2015-03-17 22:04:49

 

Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребёнок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь же часто, как взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?

 

Капризы детей 2-3 года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движение одежда, неудобная постель и т.д.)

 

Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремиться подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворения желания не приносит ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.

 

Иногда дети капризничают в период выздоровления. После болезни ребёнок ещё слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребёнок привыкает к повышенному вниманию окружающих, и, выздоровев, не хочет от этого отказываться.

 

Дорогие родители, мягкость в обращении с больными детьми в сочетании с настойчивостью, разумной требовательностью (соблюдение режима, выполнение предписания врача), предотвратит возможные капризы.

 

Но часто причины капризов заключается в неправильном воспитании. Ребёнок постоянно плачет, добиваясь удовлетворения своих желаний, взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незамедлительно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.

 

Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство – это так же отрицательная реакция на требования, действия взрослых.

 

По мере роста ребёнка и развития его сознания, капризы и упрямство начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер, становятся привычным способом поведения для достижения цели.

 

Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребёнок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложиться на пол и кричит. Дорогие родители, покажите ребёнка врачу – специалисту, чтобы исключить предположение о нервности. Когда вы убедитесь, что опасения напрасны, обратитесь кпсихологу – он проанализирует сложившуюся в семье отношения между взрослыми и ребёнком, и раскроет причину «нервных» взрывов малыша. Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов? Прежде всего, внешне спокойно относится к крику ребёнка. Лучше в такой момент оставить его одного, до тех пор, пока не пройдёт это состояние.

 

Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привычными к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.

 

Некоторые родители отмечают: «До 3 лет сын был послушен, покладист. А теперь с ним сладу нет – упрямится, не слушается… Что делать?» Они объясняют такое поведение ребёнка тем, что «он стал Всё понимать».

 

В чём-то родители правы: к 3 годам у ребёнка происходит скачок в развитии – он становится особенно активен в проявлении самостоятельности, в стремлении к самоутверждению, в самосознании собственного «Я». Вместе с тем родители выпускают из виду другое: психическое становление личности малыша требует от них и соответствующей перестройки в отношениях к ним. Но если такой перестройки не произошло во взаимоотношениях взрослых с ребёнком и на него по-прежнему смотрят как на беспомощное существо, не считаясь с возрастными качественными изменениями самосознания, то возникает, так называемый «кризис 3-х лет». Этот период в психологии считается критическим.

 

Суть такой оценки в том, что во взаимоотношениях взрослого с малышом возникают известные трудности, так как для него становится характерное бурное проявление негативизма. Доктор психологических наук В. С. Мухина в этой связи говорит: «Кризис трёхлеток – объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребёнка со взрослыми. У ребёнка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребёнка. Правильно развивающийся ребёнок противится прежним отношениям. Он капризничает, делает всё наоборот, всячески показывает своё негативное отношение к требованиям взрослого. Такое поведение не распространяется на всех людей: негативность ребёнка весьма избирательна и касается только тех, кто стремится «поработить» его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребёнка, то трудности взаимоотношений легко преодолеваются». Следует предостеречь родителей и ещё от одной распространённой ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны выражение в поведении ребёнка одинаково, но упрямство – отрицательное проявление, и его следует испортить, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки.

Причины детских капризов

Детские психологи различают капризы ребенка в 2 года и капризы ребенка в 3 года. Двухлетний малыш впервые осознает, что он может влиять на окружающую реальность. До этого возраста что-то все время делали с ним. Переносили с места на место, одевали, кормили. Но к двум годам ребенок уже умеет ходить, может сам взять в руки еду и поесть, сам дотянуться до интересного предмета. Сказать более или менее внятно, чего он хочет или не хочет. И ребенок начинает пробовать «делать сам». Для него не столько важна игрушка или то, какую шапку он оденет, как то, что он выразил свою потребность и был услышан.

Если двухлетний ребенок капризничает

Каждый раз, когда ребенок выказывает желание, и вы собираетесь ему отказать, подумайте: почему вы это делаете? Потому что действительно нельзя – или потому, что вам так удобнее, или вы считаете его желание пустяковым? Очень важно понимать, что на самом деле речь идет не об игрушке или маршруте прогулки, а о тренировке навыка ребенка быть самостоятельным. И о его доверии к тому, что вы слышите и учитываете желания ребенка. Если вы будете отказывать ребенку всякий раз, когда он изъявляет потребность – вам точно не миновать проблем с капризами ребенка в 2 года. В конце концов, правильное воспитание детей – основная задача родителей. И дать личности ребенка развиваться – это не пустяки, это достойно некоторых неудобств и временных затрат.

Капризы трехлетнего ребенка

У капризов ребенка в 3 года несколько иные причины. Малыш вступает в первый возрастной кризис. До этого возраста он был максимально привязан к маме, жил практически в симбиозе с ней. В 3 года ребенок начинает хотеть познавать мир самостоятельно. Он нуждается в большей степени свободы.

Если мама или другие взрослые ограничивают самостоятельность ребенка больше, чем это разумно из соображений безопасности – ребенок начинает требовать самостоятельности. Он отказывается идти туда, куда его ведут. Выдирает руку из руки взрослого и убегает. Настаивает на продолжении прогулки, когда пора обедать. Не поддерживает совместные занятия – даже те, которые раньше любил. Если что-то похожее происходит с ребенком 3 лет – поздравляем. Он уже дорос до кризиса 3 лет. Ваши задачи как родителей меняются. Вам надо способствовать обретению ребенком нового уровня самостоятельности.

 

Как реагировать, если вы действительно не можете удовлетворить просьбу ребенка?

• Ни в коем случае не кричите на ребенка, как бы несносно он себя не вел. Ребенок смотрит на вас и учится реагировать на мир. Если, когда вам что-то не нравится, вы реагируете криком – не удивляйтесь, если ребенок будет реагировать точно так же. Он у вас и научился. Это – прямое поощрение детских истерик. И нарушение его чувства безопасности рядом с вами.

• Если вы уже сказали, что что-то – нельзя или что-то – надо сделать, стойте на своем. Если вы запретили что-то, отказали в чем-то, но после некоторого времени плача и нытья изменили свое решение, ребенок быстро поймет: это – способ добиться своего. И будет пользоваться этим способом. Так вы поощрите капризы как метод решения вопросов. Ребенок перестанет верить в ваше «нельзя».

• Старайтесь доступными методами объяснять ребенку, почему – нельзя. Ответы вроде «потому что», «я сказала, нет, значит – нет», «по кочану», «я так говорю, значит – надо» – очень плохие ответы ленивых родителей. Они подрывают доверие ребенка к вам. Объяснения давать труднее. Чтобы их дать, их надо иметь и для себя. То есть, не отказывать машинально, а только если на то есть причины. А еще эти причины надо уметь донести до ребенка. Но труд в этом случае вознаграждается сторицей. У малыша появляется доверие к правильности ваших отказов и разрешений. А значит, капризов будет все меньше.

 

 

 

Оставить комментарий: