a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой Щ"

Автор: Вяткина Ольга Николаевна Опубликовано: 2015-03-24 20:43:13

Документы для скачивания

Конспект занятия по обучению грамоте. Возрастная группа: подготовительная к школе Количество детей: группа Тема: «Знакомство с буквой Щ» Цель: знакомство с буквой Щ и её графическим образом. Задачи: I.  Образовательные Учить соотносить звук[ щ’] с   его графическим обозначением. Научить опознавать новую бук ву в слогах и словах. Закрепить понятие о мягкости и глухости звука[ щ] , определить его место на «ленте звуков». Познакомить с правописанием ща, щу. II. Развивающие Развивать фонематический слух и речь детей. Развивать произвольное внимание, через подвижную игру «Море волнуется» Расширять кругозор детей, через знакомство с морскими обитателями. Обогащать словарный запас воспитанников. III. Воспитательные Воспитывать интерес к чтению, любознательность. Воспитывать чувство товарищества, дисциплинированности, самостоятельности. Воспитывать умение работать в парах, слышать друг друга. Интеграция образовательных областей: знакомство с окружающим мир ом. Обеспечение занятия: конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Учим ребёнка говорить и читать» С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц; презентация, компьютер, экран, «лента звуков», маленькие ведёрки, картонные рыбки, листок с печатным заданием и раскраской осьминога, буквы: Щ, М, Б, Ф, И. Предварительная работа: знакомство со звуком[ щ] и его характеристикой, просмотр м/ ф Осьминожки( 1976) , беседа «Морские обитатели». План совместной деятельности. Организационный момент Повторение характеристики звука[ щ] . Разучивание чистоговорки. Знакомство с буквами Щщ. Звуко- буквенный анализ слов. Знакомство с правилом. Физминутка. Чтение слогов. Чтение слов. Отгадывание ребусов. Заселение буквы Щ в домик на ленте букв. Итог занятия, переход к самостоятельной деятельности. Ход совместной деятельности Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Мотивационно- ориентировочный, о рганиза- ционный момент. Слайд 2 Звучит запись «Шум моря»- Ребята, слышите, что это шумит? - Скажите, пожалуйста, что можно делать на море? - Правда, это всё здорово, а ещё можно ходить на рыбалку ловить рыбу! Она очень вкусная и полезная! Кто знает, что делают с пойманной рыбой? А если очень много рыбы, что с ней делают? Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку,  где вы будете рыбаками. Я куплю всё, что вы поймали. Одна рыбка – одна фишка. Согласны? А чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу,  быть внимательными, помнить правила рыбной ловли- не шуметь. Возьм ите каждый по ведёрку в которое в ы будет е складывать пойманную вами рыбу за правильные ответы. Но сначала, давайте поиграем! Игра «Замени первый звук в слове на звук[ щ] » Правило: тот, кто знает ответ поднимает руку. Отвечает тогда, когда его спросят. Если спрашивают соседа, то ему подсказывать нельзя. Помните, что называя слово вам нужно объяснить его значение. Один правильный ответ – одна пойманная рыбка. Слайды 3- 12- Это шум моря. - купаться, загорать, плавать на яхте, … Рыбу готовят: варят уху, жарят, коптят и тд- Продают. - Да. Дети взяли стаканчики и расселись на ковре в удобной позе перед экраном. Ребята называют вновь получившиеся слова, объясняя их значение: Щепка, щука, щит, щель, щучка, щека, щенок, щёлка, щиток. Основной Назовите первый звук во всех словах, которые у нас получились. - Давайте вспомним какой это звук? З вук[ щ] гласный или согласный? Почему? Слайд 13( к лик) Из кулачка поднимаем вверх по одному три пальца, указательный и большой пальцы соединяем в кольцо. Кто помнит, есть ли у него пара? ( клик) Звонкий или глухой? ( к лик) Кто помнит этот з вук твёрдый или мягкий? ( к лик) Молодцы, это нужно запомнить! Слайд 14 Произнесите отчётливо скороговорку, выделяя голосом звук[ щ] . Слайд 15 Пока мы с вами играли я кого- то поймала. - Кто это? Тело у осьминога, как мешок. Глаза большие, как у совы, восемь щупалец. Где живут осьминоги? Ночью осьминоги выходят на охоту, а днём спят, не закрывая глаз во сне. Питаются они мелкой рыбой. Осьминога можно приучить. Если человек проводит с ним много времени, кормит его – осьминог становится ручным. Осьминоги прекрасно обучаются. Их можно даже научить различать геометрические фигуры. Наш осьминог учёный. Он будет сегодня вас учить. Слайд 16. На своих щупальцах он приготовил для вас задания. Посмотрим их? Щ №1 слайд 17 Это любимая буква осьминога, которая обозначает звук[ щ] . Рассмотрите внимательно эти буквы. Сколько элементов у буквы Щ? Прочитайте буквы. Слайд 18 Н а что похожа буква Щ? ( к лик) Посмотрите, как можно изобразить эти буквы руками. Сделайте так же! ( к лик) - Т ри щупальца вверх осьминог протянул, од но отодвинул и нам подмигнул. Ка кую букву изобразил осьминог? Выложите эт у букву из карандашей. Щ №2 – Я вам расскажу про осьминога. Вы слушайте внимательно и запоминайте, когда услышите звук[ щ] – хлопайте в ладоши. Слайд 19- Живу я на дне морском, среди камней. Любимый мой дом – ПЕЩЕРА. Слайд 20- Мои руки – щупальца плотные, мускулистые, с присосками. Они – моя ЗАЩИТА от врагов. Слайд 21- Щупальцами я не только защищаюсь, но и ищу себе пищу, исследуя морское дно. Слайд 22- Крабы, креветки, мелкая рыба – это моя ПИЩА. Скажите, как называется дом у осьминога? Составьте в кассе это слово. Для чего нужны осьминогу плотные и мускулистые щупальца с присосками? Составьте в кассе это слово. Для чего ещё осьминогу нужны щупальца? Составьте в кассе слово ИЩУ. Назовите второй слог в слове ИЩУ. Как вы думаете, какую гласную надо поставить в слоге ЩУ? Запомните, в слоге ЩУ всегда пишется буква У. Креветки, мелкая рыба, крабы – что это для осьминога? Разделите слово ПИЩА на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге ЩА? Запомните, в слоге ЩА всегда пишется буква А. Слайд 23 Щ №3 Физкультминутка. Слайд 24 Игра «Море волнуется» Правило: Пока шумит море- вы свободно ходите по группе. Как только наступает тишина я показываю вам букву, которую вы должны изобра зить своим телом( можно в паре) . Я буду выбирать самые красивые буквы, которые не шевелятся и не разговаривают. Тот, к кому я прикоснусь превращается обратно тогда, когда назовёт слово на изображаемую им букву. Щ №4 – Протянул осьминог щупальца к гласным буквам, чтобы подружить с ними букву Щ. Какие слоги образовала буква Щ с гласными буквами? Слайд 25 Щ №5 Осьминог составил для вас слова. Причитайте их. Найдите среди них слова об осьминоге и объясните свой выбор. Слайд 26 Щ №6 – Прочитайте слова со слогом ЩИ Слайд 27 Щ №7- Слайд 28 Однажды на морском дне осьминог увидел ящик. А что было в нём, узнаете, когда составите слова из слогов. ( к лик) К акой инструмент осьминог нашёл среди камней? ( к лик) Куда он отнёс свои находки? Щ №8 В каком домике живёт буква Щ? С лайд 29 Почему? ( к лик) Правильно, она живёт в этом домике. - [ щ] Согласный, тк есть препятствие для струи воздуха, мешает язык. Пары нет? Глухой. Мягкий. Повторяют скороговорку: «Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока» Осьминог. - На морском дне. Посмотрим! Дети рассматривают буквы Щ щ – в каждой букве 5 элементов. 4 – вертикальные палочки и одна горизонтальная. Читают: Щ, Щ Она похожа на замок с башнями, щетку. Показывают букву Щ сделанную из пальцев. Осьминог изобразил букву Щ. Выкладывают на столе из карандашей букву Щ. Дети слушают и хлопают в ладоши если услышали звук[ щ] . Составляют в кассе слова: ПЕЩЕРА Это его защита. ЗАЩИТА Он ищет ими пищу. Второй слог ЩУ У или Ю ИЩУ ПИЩА ПИ- ЩА Второй слог ЩА А или Я Повторяют правило. Дети изображают буквы М, Б, Ф, Ю, придумывают на них слова. Игра повторяется 3- 4 раза по 2- 3 слова. Дети читают слоги: ЩА, ЩЁ, ЩИ, ЩУ, ЩЕ, ЩО. Читают слова: ЩУКА, ТАЩУ, ЩЕНОК, ЩЕПКИ, ПИЩА, РОЩА, ЩЁТКА, ЩЁКИ. ОВОЩИ, КЛЕЩИ, ПЛАЩИ, ЩИТ, ЩИПЦЫ ВЕЩИ, ЩЁТКА, ЩЕПКИ КЛЕЩИ ПЕЩЕРА Буква Щ живёт в домике в нижнем ряду т. к. она глухая, с зелёной крышей т. к. она всегда мягкая. Рефлексив- но- оценочный- Ребята, куда мы с вами сегодня ходили? Для чего мы туда ходили? - Кто помнит, какая любимая буква у осьминога? - Какой звук она обозначает? - Какое правило вы запомнили? - Кто помогал нам ловить рыбу? - Что интересного о нём узнали? - На память о себе осьминог дарит вам свой портрет( раскраску) , а для самых трудолюбивых задание- вписать вместо точек букву Щ. Мы ходили на рыбалку. Мы ловили рыбу, а ещё поймали учёного осьминога. Щ Звук[ щ] . ЩА пиши с буквой А ЩУ пиши с буквой У. Осьминог. Ответы детей. Переход к самостоятельной деятельности.

Оставить комментарий: