a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"История мордовской народной игрушки"

Автор: Мелькаева Галина Ивановна Опубликовано: 2015-03-28 12:42:37

«История мордовской народной игрушки»

Современная культура Мордовии имеет свои истоки в многонациональном народном искусстве. Сохранение исторических ценностей мордовского народа - задача каждого педагога. Ведь ни в коем случае нельзя допустить, чтобы растворился язык народа, ассимилировалась его культура, ушли в прошлое образцы прикладного искусства. Игрушка народная — часть народной культуры. На территории Мордовии в основном делали глиняные и деревянные игрушки. Глиняные погремушки, шарики, топорики, миниатюрная посуда,фигурки животных и птиц . Производство глиняной игрушки получило широкое распространение в русских сёлах Инсарского,  Краснослободского, Наровчатского и Саранского уезда. Игрушки, чаще свистульки в виде фигурок домашних, реже диких животных, птиц, всадников, барынь, лепили из целого куска красной глины, затем обжигали. Их отличали условность формы и скромность декоративного оформления в виде налепов, рельефных полос, пятен, нанесенных растительными красителями. Попытки возрождения глиняной игрушки народной предпринимались в конце 1930 — 40-х гг. на гончарном заводе в селе Шишкееве Рузаевского района. В 1970-х — начале 1990-х гг. в городе Рузаевке на комбинате строительных материалов местные художники изготавливали игрушки-свистульки, сувениры, покрывая их белым или цветным ангобом, прозрачной глазурью . В конце 19 — начале 20 в. производством токарно-резной игрушки народной в мордовском крае занимались отдельные семьи в селе Н. Усад и Желтоногово Краснослободского уезда. Игрушки расписывали, иногда украшали резным или выжженным узором. В 1920-е гг. с поступлением на рынок большого количества игрушек из села Полховский Майдан (ныне Нижегородской области) местные игрушки перестали изготавливать. С конца 1930-х гг. деревообрабатывающие комбинаты Ардатовского, Ельниковского, Краснослободского и Старошайговского районов начали производить игрушки народные на токарных станках. Наиболее популярными были матрёшки Мельцанского ДОКа (д. Гавриловка, с. Новая Фёдоровка Старошайговского района). В 1969 художник М.С. Шанин и В.Н. Батраков разработали первые образцы национальной матрёшки. Контуры эрзянской и мокшанской одежды намечали тушью, рисунок заполняли анилиновыми красками, покрывали лаком. В 1960—70-х гг. игрушки народные создавали художники Родионова и В.Ф. Козлова. В конце 1920-х гг. в мордовском крае на ярмарках, народных гуляньях продавали кукол-марионеток примитивной конструкции, отличавшихся своеобразным декоративным оформлением (резьба — И.В. Приказчиков, В.Ф. Махотин, одежда — М.Н. Махотина ). С середины 1930-х гг. они стали первыми «артистами» кукольного театра, созданного в Саранске . Народная игрушка, которая изначально служила атрибутом для отправления религиозных обрядов, а именно защиты от злых духов, очищения помещений, отпугивала злые силы от ребенка. Сам образ, отраженный в игрушке, имел определенное значение. Птица в древности считалась посланницей Солнца, тепла и света, символом радости и счастья. Она сулила наступление весны, хороший урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли силу добра, счастье, защиту от злых духов. Не случайно, верх крыши дома до сих пор носит название «конек». Очень часто в народной игрушке, в том числе в замечательных деревянных игрушках села Подлесная Тавла, встречается знак Солнца, предмет особого поклонения наших предков. Волнистые или прямые линии, идущие сверху ' вниз, означают небесную влагу или дождь, горизонтальные линии - землю-матушку. Точки между линиями - семена в земле. Смысл орнамента ясен: согретое солнцем и напоенное небесной влагой зерно прорастает - начинается новая жизнь! Такой игрушкой прогоняли злые силы с крестин, свадеб, благословляли молодых на продолжение рода.                                               

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.                                                

Но, к сожалению,  вы родители не покупаете своим детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Уважаемые родители! Мы надеемся, что вас заинтересовала данная тема и побудила вас познакомить вашего ребенка с богатым миром народной игрушки. Интересуйтесь сами и заинтересуйте вашего ребенка, ведь игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

 

Оставить комментарий: