a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Создание экологически развивающей среды в детском саду

Автор: Лила Нина Михайловна Опубликовано: 2015-03-28 14:33:29

Документы для скачивания

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №5 «РОСТОК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД РАДУЖНЫЙ Создание экологически развивающей среды в детском саду( консультация для педагогов старшего воспитателя Л ила Н. М. ) Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Главными задачами являются: - создание условий для формирования у ребенка экологической культуры; - экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка; - создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения; Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать: - познавательному развитию ребенка; - эколого- эстетическому развитию; - оздоровлению ребенка; - формированию нравственных качеств; - формированию экологически грамотного поведения; - экологизация различных видов детской деятельности. Необходим вариативный подход в организации экологически развивающей среды в детском саду: - соответствие целям и задачам реализуемой программы; - гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада( сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т. п. ) ; - уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников; - ближайшее природное окружение; - ресурсное обеспечение воспитательно- образовательного процесса в детском саду( материально- техническая база, научно- методическое обеспечение) ; - связь с социумом. Экологизация развивающей среды в детском саду Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы 1. Комната природы( экологическая комната, зимний сад…) - обучающая- познавательная- эколого- эстетическая- формирование нравственных качеств- приобретение навыков ухода за живой природой и воспитание бережного и заботливого отношения к ней- экологические занятия- наблюдение за объектами живой природы- уроки доброты- рассматривание природных зон, беседы- труд по уходу за живыми объектами- исследовательская деятельность 2. Экологическая тропинка на участке детского сада- познавательная- исследовательская- эмоционально- позитивное и безопасное общение с природой- эколого- оздоровительная- развитие эмоциональной и сенсорной сферы- непосредственно образовательная деятельность- общение детей с природой ближайшего окружения- игры- практическая деятельность( посадка растений, уход за ними) - исследовательская деятельность- фенологические наблюдения 3. Огород, сад- познавательная- формирование трудовых навыков- эколого- эстетическая- эколого- оздоровительная- выработка навыков экологически безопасного поведения- посадка и уход за растениями- наблюдение стадий их роста- ведение дневников наблюдений- знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы- сбор урожая 4. Экологически развивающая среда в группах- познавательная- формирование трудовых навыков по уходу за растениями- эколого- эстетическая- развитие воображения- выработка навыков экологически безопасного поведения- игры- общение с живой природой и помощь в уходе- тематические выставки детских работ- ведение календарей погоды и фенологических календарей- чтение художественной и энциклопедической литературы о природе- экологические кружки- ведение панорамы добрых дел и др. 5. Библиотека( методический кабинет) - познавательная- воспитание интереса к литературе( художественной и научно- популярной) - чтение- рассматривание иллюстраций- беседы и обсуждение прочитанного- конкурсы- составление сказок о природе 6. Музыкальный зал- познавательная- эколого- эстетическая- проведение экологических, фольклорных праздников- песни, хореографические композиции о природе- выставка рисунков, поделок из природного материала- родительские собрания экологической направленности 7. Физкультурный зал- эколого- оздоровительная- подвижные игры- упражнения – перевоплощения в объекты живой природы- дыхательная гимнастика- хождение босиком по мешочкам с камушками 8. Фито- бар- познавательная- эколого- оздоровительная- рассматривание и беседы о лекарственных растениях- употребление фито- чая 9. Коридоры, холлы- познавательная- развивающая- эстетическая- информационная- рассматривание пейзажей «Водоем» «этажи леса»- экологический стенд для родителей- выставки детских работ о природе 10. Русская изба- познавательная- эколого- эстетическая- историческая- комплексные эколого- эстетические занятия- рассматривание народно- прикладного искусства 11. Уголок для родителей- познавательная- информационная- методические рекомендации- выставки семейных работ детей и родителей- экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем» Структура экологически развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста Функциональное помещение Содержание 1. Уголок природы 1. Комнатные растения, требующие разных способов ухода 2. Календарь погоды и фенологический календарь 3. Схемы с изображением погодных явлений природы 4. Дидактические игры о природе 5. С хемы экосистем и различных сред обитания( наземной, воздушной, водной) 6. К артинки и иллюстрации к разделу «Мир природы» 7. Х удожественная литература 8. Д невники для наблюдений за живой природой 9. П риродоохранительные и запрещающие знаки 10. С хемы способов сенсорного обследования в наблюдениях за живой природой 11. М атериалы для ухода за растениями 12. П риродный материал 13. Экологические сказки и рассказы, составленные детьми 14. С хемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека 15. Выставки овощей, фруктов, осенних цветов 16. «Огород на подоконнике» 2. Опытно- исследовательская лаборатория 1. Емкости для экспериментирования 2. Подносы на каждого ребенка 3. Лупы 4. Материалы для игр- экспериментов со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки. Мыло, разного диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка( прозрачные) , воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и др. 5. Материалы для игр –экспериментов с магнитами, стеклом, резиной: - притягивающие и не притягивающиеся магнитом предметы, «таинственные фигурки»( проволочные человечки) и др. - «попрыгунчики»( колечки, мячики, фигурки и т. д. ) - увеличительные стекла- стекла разного цвета 6. Материалы для игр- экспериментов с бумагой: «вертушки», «гармошка », «печатки» из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества 7. земля, глина, песок 8. Семена для проращивания и посадки в разных условиях 9. Карточки- схемы для фиксации опытов 10. фартуки или халаты 11. Песочные часы и др. 3. Уголок занимательной математики 1. часы- растения 2. Лабиринты типа «Найти путь к домику белки» 3. Дидактические игры «Кто найдет больше отличий», «Путаница» и др. 4. Логические задачи, придуманные детьми 4. Речевой уголок 1. Схемы для составления рассказов о птицах, животных, и объектах природы 2. Иллюстрации с изображением времен года, животных, растений и т. п. для описания 3. Экологические сказки и рассказы( самоделки) 4. Энциклопедическая литература о природе 5. Дидактические игры природоведческого характера 6. Картины о природе и труде взрослых в природе 7. Художественная литература о природе и здоровье человека: стихи, загадки, приметы и др. 5. Стена творчества 1. Картины- пейзажи, нат ю рморты 2. Силуэты животных, рыб, насекомых и др. для раскрашивания 3. Поделки из бумаги «Природа в оригами» 4. Поделки из природного материала 5. Предметы декоративно- прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, бересты, соломы и других природных материалов 6. «Уголок здоровья» 1. Шапочки цветов, насекомых, животных, птиц и др. для имитации их движений и проведения подвижных игр 2. Наглядно- практический материал о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о способах предупреждения травматизма 7. Игровой уголок 1. Материала к сюжетно- ролевым играм «Зоопарк», «Путешествие по пустыне» и т. п. 2. Зоологическое и биологическое лото 3. Дидактические игры типа «Чей хвост», «кто что кушает», «Где чей домик», «Этажи леса», «Кому нужна вода» и т. п 8. Музыкально- театрализованный уголок 1. Альбом песен о природе с подбором иллюстраций 2. Различные виды театра 3. Подбор произведений для слушания о природе( времена года, голоса птиц и др. )

Оставить комментарий: