Домашнее задание по лексическим темам.
Документы для скачивания
Семья 1. Нарисовать картинку " Моя семья" . 2. Составить рассказ" Моя семья" по плану: - Как зовут папу( ФИО) , кем работает? - Как зовут маму( ФИО) , кем работает? - Как зовут братьев, сестер. Сколько им лет? В каком классе учатся? - Назвать свой домашний адрес: город, улица, № дома и квартиры, этаж. 3. Рассказ о своей семье выучить наизусть и переписать в тетрадь. 4. Знать наизусть свой домашний адрес. Цветы. Растения. 1. Назовите цветы и правильно раскрасьте картинки. 2. «Какие это цветы? » Ромашки, васильки растут в поле, это … цветы. Розы, гвоздики растут в саду, это … цветы. Колокольчики, ландыши растут в лесу, это … цветы. 3. «Какое слово длиннее? » ирис- гвоздика, мак- ромашка, роза- колокольчик, мак- ландыш 4. Выучить наизусть стихотворение. Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет На красивой одежке. Такие веселые эти ромашки Вот- вот заиграют, Как дети, в пятнашки. ( Е. Серов) Насекомые 1. Назови одним словом. Жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница – это … 2. Назови части тела насекомого. У насекомого есть голова, брю …, уси …, кры …, шесть … 3. Кто лишний и почему? Жук, бабочка, ласточка, стрекоза Скворец, соловей, гусеница, грач 4. Продолжи предложение: Птицы едят насекомых: жуков, … 5. Игра с мячом «Закончи предложение» У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … У жука усы толстые, а у бабочки… У шмеля спина широкая, а у водомерки… 6. Что общего и чем отличаются? Бабочка и ласточка 7. Отгадай загадки, нарисуй отгадки. «Шевелились у цветка В се четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел» «Домовитая хозяйка П олетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком». Домашнее задание по лексической теме: " Профессии" Тема: Профессии Дети должны усвоить: профессии в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям: чем занимаются люди каждой профессии. Лексика Словарь ребенка должен включать слова: шофер, учитель, врач, хирург, медсестра, повар, фермер, пастух, строитель, плотник, стекольщик, летчик; защищает, шьет, строит, воспитывает, учит, лечит готовит, красит, ухаживает, растит; трудолюбивый, смелый, умелый, талантливый, добрый. Грамматический строй 1. «Кто что делает? »( образование существительных от глаголов) Учит- учитель( строит, воспитывает, водит, грузит, продает, убирает, танцует, поет, летает) 2. «Подбери слово»( подбор подходящих по смыслу определений) Летчик какой? - храбрый, умный. Учитель какой? - ( умный, добрый) Водитель какой? - ( внимательный, осторожный) Грузчик какой? - ( сильный, могучий) Строитель какой? - ( умелый, ловкий) Врач какой? - ( старательный, добрый) Танцовщица какая? - ( талантливая, красивая, стройная) Воспитательница какая? - ( добрая, веселая, умная) 3. «Кто работает на машинах? »( формирование навыка словообразования) На тракторе работает. . . тракторист. На поезде работает. . . На машине работает. . . На корабле работает. . . На самолете работает. . . На экскаваторе работает. . . На трамвае работает. . . На кране работает. . . На ракете работает. . . 4. «Разгадай слово»( из каких слов образовано слово) Хлебороб= хлеб, перерабатывает( рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод) Связная речь Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам 1. Фамилия, имя и отчество мамы( папы) . 2. Где работает мама( папа) и кем? 3 Э та профессия мужская или женская? 4. Назови атрибуты профессии 5. Где работает мама( папа) - на улице или в помещении? 6. С кем или с чем работает мама( папа) ( с людьми, с животными, с техникой, с книгами и т. д. ) ? Слоговой анализ( сосчитай количество слогов) : Часовщик, регулировщик, милиционер, парикмахер. Домашнее задание по лексической теме: " Одежда и обувь" Тема: Одежда и обувь* * Дети должны усвоить: назначение и основные виды одежды, обуви и головных уборов, их детали; кто это изготавливает и из чего. Лексика Словарь ребенка должен включать слова: летняя одежда, зимняя одежда, осеннее- весенняя одежда, рукав, воротник, петелька, застежка и др. , надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослая, детская, мужская, женская, праздничная, рабочая; короткий, меховой, шерстяной и т. д. Грамматический строй 1. «Опиши свою одежду и обувь»( подбор прилагательных к существительным Кофта( какая? ) - вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т. д. ( 5- 6 определений) ( сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф) 2. « Что у куклы? »( образование существительных в уменьшительной форме) У меня шапка, а у куклы- шапочка. ( с апоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, сарафан, майка, трусы, колготки, рукавицы, тапки, футболка, носки, кроссовки, валенки, пижама, рубашка, костюм) 3. «Один- много»( образование множественного числа существительных) Рубашк А- рубашкИ( использовать слова из предыдущего задания) 4. «Сосчитай»( согласование существительных в роде, числе и падеже с числительными 1, 3, 5) Юбка- одна юбка, три юбки, пять юбок( сапог, шапка, куртка, платье, юбка, ботинок, шуба, шарф, сарафан, майка, рукавица, тапок, футболка, носок, валенок, пижама, рубашка, костюм, жилетка, туфля, рукав, воротник, берет) 5. «Четвертый- л ишний»( назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор) Платье, кукла, шарф, шапка. Шуба, пальто, санки, штаны Валенки, лыжи, сапоги, ботинки Куртка, майка, туфли, юбка. Кроссовки, носки, чешки, босоножки. Шляпа, шапка, кепка, шарф. Связная речь 1. Составление рассказа- описания о предмете одежды и об обуви( опиши свою одежду, обувь, голов. у бор) «Платье- это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками». «Рубашка- это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая». «Сапоги- это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью». Нарисуй девочку или мальчика в зимней и летней одежде. Тема: Морские, речные, аквариумные обитатели Дети должны усвоить: основные названия водных обитателей, части тела рыбы, среда обитания, чем питаются; рыбопродукты, морепродукты, рыболов, рыбозавод. Лексика Словарь ребенка должен включать слова: рыба; улитка, лягушка, морские рыбы, аквариумные рыбы. м орские животные; корм, пища; плавники, хвост, голова, чешуя, жабры; плавать, ползать, ловить; хищники. Грамматический строй 1 «Четвертый лишний»( назови лишний предмет объясни свой выбор, используя слова «потому что») Акула, кит, дельфин, ерш. Плавники, шерсть, чешуя, жабры. Лужа, море, река, аквариум. . Акула, мурена, щука, меченосец. 2. «Назови ласково»( образование прилагательных уменьшительной формы) Карась- карасик( дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом) 3. «Великаны»( формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами) Пескарь- пескарище( Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша) 4. «Сосчитай улов»( согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) : Один пескарь, три пескаря, пять пескарей( Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша) 5. «Чей? »( образование притяжательных прилагательных) У акулы голова- . . . акулья. У щуки плавники- . . . У лягушки лапки- . . . У рыбы глаза- . . . У черепахи панцирь- . . . У кита хвост- . . . У дельфина глаза- . . . 6. «Вкуснятина»( что можно приготовить из рыбы и морепродуктов? ) Связная речь КТО ЭТО? ЦВЕТ ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО? ГДЕ ЖИВЁТ? ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ Тема: Домашние Животные Дети должны усвоить: названия домашних животных И их детенышей, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят человеку, любовь человека к животным. Лексика Словарь ребенка должен включать слова: домашние животные, бык, корова, свинья, конь, лошадь, коза, овца, баран, собака, кошка, детеныш, конура, коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня, ржать, лаять, мычать, мяукать, рога, копыта, хвост, грива. в ымя, усы и т. д. Грамматический строй 1. «Кто чем питается? »( усвоение категории творительного падежа, полный ответ! ) Лошадь питается овсом, травой. ( к ошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осел) 2. «Кто кем будет? »( закрепление названий детенышей+ логическое мышление+ творительный падеж) Щенок будет. . . ( собакой) ( козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок) 3. «Договори и повтори»( употребление глаголов в единственном и множественном числе) Котенок лакает, а котята. . . ( лакаЮТ) Теленок мычит, а телята. . . Щенок бежит, а щенки. . . Козленок скачет, а козлята. . . Поросенок хрюкает, а поросята. . . Жеребенок пры г ает, а жеребята. . . Ягненок жует, а ягнята. . . 4. «Кто хозяин? »( употребление притяжательных прилагательных) : Морда у ЛОШАДИ чья? - лошадиная( хвост, грива, ноги, зубы, шкура) КОРОВА( рога, морда, хвост, копыта, язык) СОБАКА( шерсть, нос, хвост, лапы, лай, ошейник) КОШКА( морда, когти, повадки, хвост, глаз, шерсть) ОВЦА( шерсть, копыта, голос, голова) . 5. «Сосчитай»( согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) : Одна корова, две коровы, пять коров, ( кошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осел, козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок) Связная речь 1. Составление рассказа- описания о домашних животных по плану КТО ЭТО? ЦВЕТ ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО? ГДЕ ЖИВЕТ? ЧЕМ ПИТАЕТСЯ Какая польза для человека? Лексическая тема: Инструменты. Вспомни и назови инструменты, которые ты уже знаешь. Пусть папа покажет тебе свои плотницкие инструменты. Если дома есть музыкальные инструменты, то перечисли их. Упражнение «Назови ласково». Назови ласково инструменты. Грабли – грабельки Скрипка - Лопата – Дудка – Топор – Молоток – 3. Отгадай загадки и нарисуй отгадки. Зубы имеют, а зубной боли не знают( Грабли) Одна подружка Пролезла другой в ушко. ( Иголка с ниткой) Я одноухая старуха Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха Как паутину я тяну. ( Игла) Мы- для пильщика подставка, Мы- для кучера сиденье. Но попробуй- ка поставь Нам другое ударение- Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами. ( Козлы) Толстый тонкого побьет. Тонкий что- нибудь прибьет. ( Молоток и гвоздь) Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. ( Лопата) 4. Упражнение « Подбери действия»: назови как можно больше слов – действий. Например: Пилой( что делают? ) – пилят, распиливают, перепиливают, отпиливают. Отверткой( что делают? ) – Косой – Граблями – Лопатой – Топором - Молотком Лексическая тема: День защитника отечества 1. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах? Сухопутные. Военно- воздушные. Военно- морской флот. Ракетные войска стратегического назначения. 2. Какие военные профессии вы знаете? ( ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники) . 3. Такие строчки можно посвятить каждой из военной профессии. Выучит одно стихотворение и рассказать выразительн о( на выбор ребенка) Танкист. Везде, как будто вездеход, На гусеницах танк пройдёт Ствол орудийный впереди, Опасно, враг, не подходи! Танк прочной защищён бронёй И сможет встретить бой! Лётчик. Он металлическую птицу Поднимет в облака. Теперь воздушная граница Надёжна и крепка! Военный врач Солдат у вражеских высот Был ранен утром рано. Отважный военврач спасёт, Он перевяжет раны! Врач извлечёт из ран солдата Два небольших осколка И скажет: “Унывать не надо! Живи, братишка, долго! ” Сапёр. Давно закончилась война, Но след оставила она – Бывает, среди грядок Закопаны снаряды. И с техникой придёт сапёр, Чтоб обезвредить поле. Не будет взрывов с этих пор, Беды, и слёз, и боли! Десантник. Десантники в минуты Спускаются с небес. Распутав парашюты, Прочешут тёмный лес, Овраги, горы и луга. Найдут опасного врага. Моряк. На мачте наш трёхцветный флаг, На палубе стоит моряк. И знает, что моря страны, Границы океанов И днём, и ночью быть должны Под бдительной охраной! Подводник. Вот дивная картина- Выходит из глубин Стальная субмарина, Как будто бы дельфин! Подводники в ней служат – Они и там, и тут Под водной гладью кружат, Границу берегут! Артиллерист. Да здравствуют артиллеристы – Защитники наших земель, Подносчики наших снарядов, Наводчики, бьющие в цель! Пограничники. На ветвях заснули птицы, Звёзды в небе не горят. Притаился у границы Пограничников отряд. Пограничники не дремлют У родного рубежа: Наше море, нашу землю Наше небо сторожат! 4. Сделать вывод, что все военные профессии нужны Вооружённым силам! Они все связаны между собой. Лексическая тема: МЕБЕЛЬ. 1. Обойди свой дом и назови всю мебель. 2. Ответь на вопросы: Где хранят одежду? ( ОДЕЖДУ хранят в шкафу) Где люди обедают? ( Люди обедают за столом) На чем ты сидишь? ( Я сижу на стуле) В чем можно сидеть? ( можно сидеть в кресле) Где хранят книги? ( Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги. 3. Потренируйтесь с вашим ребенком в употреблении предлогов. Возьмите его любимую игрушку и поставьте НА стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Теперь поставьте ее ПОД стол, НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. 4. Ответь и запиши: Стол из дерева( какой? ) ……………. Стол из пластмассы( какой? ) ………. Шкаф из фанеры( Какай? ) …………. Кровать из дуба( какой? ) ……………. Комод из березы( какой? ) ………………. У шкафа дверцы из стекла( какие? ) ………… 5. По аналогии составить рассказ об одном из предметов. Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё. 6. Придумать и записать загадку – описание о мебели. Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? ( СТУЛ) ДЕРЕВЬЯ 1. Какие листья, спрятались на картинке? Назови. 2. «Деревья». Ребёнок повторяет за взрослым по одной строчке стихотворения, перекатывая пальцами по столу карандаш вперёд – назад. Тили – тали, тили – тали, Карандашик мы катали, Карандашик мы катали[ И деревья] называли: Дуб, берёза, тополь, рябина, Ива, клён, липа, осина. 3. Считалка с мячом. Ребёнок повторяет слова за взрослым, ударяя мячом об пол на каждое слово, исключая предлоги и союзы. [ У реки] росла осина( 3 удара) , Рядом[ с ней] росла рябина( 4 удара) , Справа были дуб[ и ель] ( 4 удара) , Мне[ не веришь] ( 2 удара) – Сам проверь( 2 удара) ! 4. Пальчиковая гимнастика «Я по веточкам шагаю» 5. «Что у дома, а что в лесу? » Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро, возле колена, и делает лёгкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая союзы и предлоги( методика Л. З. Арутюнян) . [ У дома] растёт клён, [ а в лесу] – клёны. [ У дома] растёт берёза, [ а в лесу] – берёзы. [ У дома] растёт дуб, [ а в лесу] – дубы. [ У дома] растёт ёлка, [ а в лесу] – ёлки. ПОСУДА 1. «Посуда». Ребёнок повторяет за взрослым по одной строчке стихотворения, перекатывая пальцами по столу карандаш вперёд – назад. Тили – тали, тили – тали, Карандашик мы катали, Карандашик мы катали[ И посуду] называли: Чайник, чашка, блюдце, вилка, Миска, ложка, нож, бутылка. 2. «Сосчитай слоги». Ребёнок повторяет за взрослым слова, сопровождая каждый слог движением: поднимается на носки и опускается на пятки. Чай, чай- ник, чай- ни- чек. Нож, но- жик, но- жи- чек. Ковш, ков- шик, ков- ши- чек. Таз, та- зик, та- зи- ки. Ко- фе, ко- фей- ник, ко- фей- ни- чек. Кув- шин, кув- шин- чик, кув- шин- чи- ки. 3. Считалка с мячом. Ребёнок повторяет слова за взрослым, ударяя мячом об пол на каждое слово, исключая предлоги и союзы. Дружно[ с мячиком] играем( 3 удара) [ И посуду] называем( 2 удара) : Чашка, блюдце, чайник, ложка( 4 удара) , Сковородка, вилка, плошка( 3 удара) . 4. Рифмованный рассказ «Посуда». Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро, возле колена, и делает лёгкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги и союзы( методика Л. З. Арутюнян) . Жила- была посуда: Чайник, чашка[ и блюдо] , Ножик, вилка[ и ложка] , Кастрюля[ и поварёшка] . Посуда дружила[ с едой] , Посуда дружила[ с водой] [ И с человеком] дружила – Его она вкусно кормила! 5. «Найди пару: соедини чашку с блюдцем». Раскрась картинки Тема «12 апреля – День космонавтики» 1. Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп. 2. Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами. - Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики. - Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. - Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции. - Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом. - Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин. - Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром. - Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр. - Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля. - Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп. 3. Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз. На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несёмся на … ( ракете) . Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется … ( Земля) . Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звёзд калейдоскоп Астрономы в … ( телескоп) . Посчитать совсем не просто Ночью в тёмном небе звёзды. Знает все наперечёт Звёзды в небе …( звездочёт) . Самый первый в Космосе Л етел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт …( Гагарин) . Освещает ночью путь, Звёздам не даёт заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснёт … ( луна) . Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлёт всем подряд, И как одинокий путник Л етит по орбите … ( спутник) . У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По- английски: “астронавт”, А по- русски …( космонавт) . Лексическая тема «Перелетные птицы» Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко- желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых. Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах. Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых. Соловей — Немного крупнее воробья, сверху буровато- коричневый, снизу буровато- серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной. Питается насекомыми. Излюбленными местами гнездования соловья являются заросли кустарников по сырым лесным оврагам, тенистые кустарники среди лиственного леса, парки, рощи, сады, густые лиственные молодняки, заросшие кладбища и т. д. Гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника или древесной поросли, иногда в куче осенних сухих листьев. Кукушка — птица с буровато- серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых( мохнатых гусениц) . Стриж — Это птица среднего размера. Крылья длинные, узкие и изогнутые, хвост вильчатый. Оперение черного стрижа дымчато- темно- бурое( цвет зависит от характера освещения) и лишь подбородок и горло украшены округленным светлым пятном, окраска которого варьирует от слегка бежеватой до чисто- белой. Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений. Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, корешками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью. Жаворонок — маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами. Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем падать вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет. АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвета. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Перелетные птицы. Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края. Как летят перелетные птицы? Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая? »( детям 6—8 лет) Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — …, стая уток — …, … грачей — …, … соловьев — …. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами «Назови ласково» Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловушка, шея — шейка, жаворонок — жаворонушек, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек, гусенок, утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, журка, трясогузка — трясогузонька, аист — аистенок, цапля — цапелька. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»( детям 6—8 лет) Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, ласточка – ластак- л асточата лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь — гусенок — гусята. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много» Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — скворцов, трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гуси — гусей, утка — утки — уток, селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки — ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — кукушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов. Лексический строй речи Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит? »( детям 6—8 лет) Ласточка — щебечет, грач — кричит « гра », соловей — заливается, свистит, щелкает, поет. к укушка — кукует, журавль — курлычет, жаворонок — звенит. Воробей — чирикает Ворона — каркает Курица — квохчет Утка — крякает Сорока — трещит Построение монолога «Расскажи о птице по плану» 1) кто это; 2) какая это птица( перелетная, зимующая) ; 3) внешний вид( размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва) ; 4) чем питается; 5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов. Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови» У какой птицы самая длинная шея? …( У лебедя. ) ; … самые длинные ноги? …( У цапли, журавля. ) ; … самый длинный клюв? …( У цапли. ) ; какие птицы лучше всех поют? …( Соловьи. ) ; … подражают пению других? …( Скворцы. ) . На шесте — дворец, во дворце — певец, А зовут его — …( скворец) . На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. ( Цапля. ) Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном И з травы и глины. ( Ласточка. ) Без рук, без топоренка построена избенка. ( Гнездо. ) Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это? …( Соловей. ) Эта птица никогда Д ля птенцов не вьет гнезда. ( Кукушка. ) Игра «1- 2- 5» Один лебедь, два…( лебедя) , пять…( лебедей) и т. д. Закрепить в названиях всех птиц! Игра «У кого чей? » У утки клюв чей? …( утиный) к лин журавлей, это какой клин? … у гуся чьи крылья? …У ласточки чьё гнездо? …