a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конструкт "Зонт для Осени" Вос-ль1 кв. кат. : Шустикова В.В.

Автор: Шустикова Вера Владимировна Опубликовано: 2015-04-08 23:46:42

Технологическая карта организации совместной деятельности  с детьми

Тема «Зонтик для Феи Осени»Возрастная группа: дети 5-го, 6-го года жизни (для детей старшей группы).

Форма совместной деятельности:. Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность (игровая, познавательная, изобразительная, коммуникативная)

Форма организации: групповая.

  • Учебно-методический комплект: Веракса «От рождения до школы».Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М., 1999.

Средства:

Изобразительные средства: иллюстрации осенней природы, макеты деревьев.

Музыкальные средства: звуки природы (шуршание листьев и фырканье ежа), «Осенние листья» Мокроусов Б., Лисянский М. (для подвижной игры), «Подари улыбку миру» Сазонова О., Варламов А.(музыкальный фон во время рисования). литературные: хрестоматия для дошкольников 5-6лет, стихи об осени.

Материал: гуашь, губки, трафареты (листья деревьев, снежинки, бабочки, цветы), листы бумаги в виде треугольников                         (составляющие части для зонта); макеты деревьев с листьями (осина, клен с листьями, береза, дуб), сухие листья клена, березы, дуба, осины, игрушки лесных зверей (еж), зонты (мужской, женский, детский).

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о деревьях, развитие художественных способностей, образного мышления, эмоционального восприятия. Задачи:  Образовательные:

  • Актуализировать знания детей о признаках времен года.
  • Выявить умения детей рисовать в технике печати по трафарету, используя прием «примакивания»;

Развивающие:

  • Развивать творческое воображение, через рисование осеннего зонта  для Феи.
  • Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности, размышлять, обобщать результаты;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родной природе через умение восхищаться красотой осенней природы.
  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе игровой деятельности; чувство доброты, желание помочь другому.

Предварительная работа:

  • чтение и разучивание стихов об осени;
  • знакомство с рисованием по трафарету (разные виды трафаретов),
  • рассматривание картин: И. Левитан "Золотая осень" И. Левитан "Осенний день Сокольники" В. Поленов "Золотая осень», И. И. Бродский "Летний сад осенью"
  • наблюдения на прогулке,
  • составление рассказов о ранней и поздней осени.

 

 

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Эмоциональный настрой

Цель:

эмоциональный настрой на совместную деятельность.

 

 

Мотивация  к деятельности.

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

 

Собрались все дети в круг,

Солнце выглянуло вдруг.

Закройте глаза и почувствуйте, какое сегодня греет теплое солнце? Как оно пригревает? Давайте подставим правую щечку и погреем ее. Подставьте левую. Пусть согреет солнце  правую руку, левую, лоб, нос. Тепло проходит по всему телу. Как нам стало приятно. Откройте глаза и подарите улыбку друг другу.

Смотрите, листок. Как же он к нам попал?

Это не простой листок, он нам поможет пройти по тропинке в заколдованный лес. Перед нами заколдованный лес. А что бы расколдовать лес, нужно в точности  повторять мой маршрут. Если кто-то собьется с пути, превратится в елочку.

Игра «Заколдованная тропинка»

Вот мы и расколдовали тропинку.

Наш листочек приготовил загадку. Вы любите загадки разгадывать? 

Шелестит листва устало. За окном прохладно стало. Стало солнышко лениться, Отдохнуть чуть-чуть проситься. Краски стали золотыми, Тучи как-то опустились. Задаюсь уже вопросом, Не пришла ли уже –

                      ОСЕНЬ

Давайте рассмотрим картины художников на экране. Что изображено?  Восп-ль: По каким признакам вы догадались, что это осень?  Восп-ль: перед вами две картины, изображающие осень. Чем они отличаются друг от друга?  Посмотрите, как художники нарисовали деревья в лесу. В какие цвета? На каких деревьев есть еще листья?

А на каких уже нет?

(Слышится фырканье и из-за ширмы появляется еж. Он рассказывает историю (на ухо воспитателю) о том, что фея Осень пригласила его на день рождения. Но что подарить Фее Осени я не знаю. Помогите мне ребята, какой можно подарить подарок?

Вы много разных вариантов подарков предложили. Но я знаю, что у Феи Осени порвался зонт во время сильного ветра. Давайте мы подарим ей разные зонты. Однажды я видел фею Лето. Она была с зонтом зеленого цвета с бабочками и цветами, а вот какой зонт должен быть у феи Осени?

Создает игровую ситуацию на доброжелательное отношение кдруг другу.

 

 

 

 

 

Воспитатель задает вопрос, показывает маршрут, приседая, нагибаясь, на носочках и т.д.

 

 

 

Воспитатель читает загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ картин художников

Предлагаю рассмотреть картины, найти отличия

 

 

 

Заинтересовать детей .

Нацелить на свободные высказывания детей.

 Собираются в круг, приветствуя друг друга.

 

 

 

 

 

Рассматривают листок.

Высказываются, предполагают.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Внимательно слушают содержание загадки,

отвечают на вопросы; решают проблемную ситуацию.

 

 

Дети рассматривают картины, отвечают на вопросы.

 

Объясняют и доказывают почему именно так.(на одной картине деревья с зелеными, желтыми, красными, оранжевыми – это ранняя осень, на другой, деревья без листьев кажется, что снова выпадет снег – это поздняя осень).

Дети отвечают на вопросы, не перебивая друг друга, предлагают свои варианты подарков.

Слушают с интересом.

Умеют управлять своим поведением;

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдают общепринятые нормы поведения;

проявляют готовность к

действию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеют слушать, отвечают на вопросы; проявляет любознательность.

 

 

Пытаются самостоятельно предложить объяснение проблемы, способны к принятию собственного решения.

Поиск решения возникшей проблемы.

Цель: Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности.

- Ребята, посмотрите на зонты. Как вы думаете, кому они принадлежат? Есть ли среди них подходящий для феи зонт?  Дети: зонт с цветами принадлежит женщине – женский зонт, черный – мужчине (мужской зонт), с куклами – ребенку (детский зонт). Для феи нужен зонт с разными и листьями деревьев (березовый, кленовый, осиновый. дубовый). Среди них такого нет. Восп-ль: Ежик переживает, что ему не с чем пойти на день рождения. Как мы можем помочь ежику? 

Стимулирует детей к высказываниям.

 

Достает яркие зонты, обращает на них внимание детей. Затем черный.

 

Обращается с просьбой Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы;

 

Разговор-диалог, побуждающий ребенка к высказыванию собственных мыслей, к суждению.

 

 

 

 

 

Ищут, находят решение;

Проявляют инициативу и самостоятельность; открыты внешнему миру,обогатили словарь по теме;

Планирование деятельности.

Цель: совместная деятельность для достижения результата.

Восп-ль: Прежде чем приступить к рисованию, мы с вами поиграем.

Игра «Лист лети ко мне»

 Дети медленно кружатся под музыку, а при словах воспитателя: «Кленовый лист лети ко мне» дети с названными листьями подбегают к нему).

Присаживайтесь за столы и будем рисовать.

Ребята, посмотрите на столе  лежат листы бумаги, которые мы будем украшать для зонта феи. Еще лежат трафареты с разными рисунками. Как вы думаете, каким способом мы будем наносить краску? (при помощи губки и трафарета) Дети: Примакиванием.  Восп-ль: Что еще лежит на столе?  Дети: скомканная бумага.  Восп-ль: Да, при помощи нее вы тоже можете наносить краску на трафарет.

 Трафареты, с каким рисунком вы возьмете для зонта?  Дети: С листьями деревьев, со снежинками.  Восп-ль: Выбирайте, каким способом и чем вы будете рисовать.

Приготовим пальчики: (пальчиковая гимнастика)

Ходит осень в нашем парке, (сгибаем и разгибаем все пальчики вместе)

 Дарит осень всем подарки: (стряхиваем, трясем кистью рук) Бусы красные — рябине, (загибаем по очереди все пальчики на руке)

Фартук розовый — осине, (загибаем по очереди все пальчики на руке)

Зонтик жёлтый — тополям, (загибаем по очереди все пальчики на руке)

Фрукты осень дарит нам.  (стряхиваем, трясем кистью рук) Воспитатель вместе с детьми вспоминают, как правильно наносить краску на лист при помощи губки и трафарета.

Во время рисования воспитатель с ежиком проходит около столов.

Дает возможность рассмотреть листок.

Говорю.

Воспитатель учувствует в игре в роли ведущего. 

 

 

Вовлекает в совместную деятельность;

 

 

Воспитатель вспоминает приемы рисования.

Воспитатель нацеливает детей на рисование.

 

 

 

 

Дает право выбора своего зонта, способа украшения.

 

 

 

Показывает свои движения и предлагает выполнить по своему.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует детей, концентрирует внимание на выборе способа рисование.

 

Внимательно слушают;

Дети называют листья, которые выбрали. Играющие  встают в круг.

Получают  заряд положительных эмоций

 

Внимательно слушают;

Выражают собственные мысли;

 

 

 

Дети внимательно слушают объяснение воспитателя.

 

 

 

Дети выбирают для работы свой зонт и способ украшения его.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приступают к работе. выполняют пальчиковые упражнения

Получают заряд положительных эмоций.

Используют материалы, которые можно применить для рисования;

проявили готовность к совместной деятельности.

 

 

 

 

активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; способны договариваться; учитывают интересы и чувства других;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проявляют творческие способности; хорошо выражают свои мысли; начатое дело доводит до конца;

Рефлексия.

Цель: осознание детьми своей деятельности и ее значимость.

Восп-ль: Молодцы! Сейчас мы отдадим их ежику, чтобы он подарил его фее. В благодарность ежик дарит детям сладкие грибочки. Ребята, мы здорово потрудились.

Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии?

Каким стало ваше настроение в конце занятия? Восп-ль: Где мы сегодня были?  Восп-ль: Что видели? Кого встретили? Восп-ль: Как мы помогли ежику?

Совместно с детьми оценивает процесс и результат деятельности, подводит к самооценке детьми своего вклада в достижение результата.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; самооценка детьми своего вклада в достижение результата.

 

Способен оценить свою деятельность, свой вклад в решение проблемы;

определяет свое настроение во время НОД.

Заключительная

Цель:

Переход детей из одной деятельности в другую.

- Мы приготовили подарок для феи Осени. Они получились все разные. Теперь ежик сможет пойти к ней на День рождения.

Дети читают стихи о весне.

Приглашает к чтению стихов об осени, о хорошем настроении; настраивает на положительные эмоции.

Слушают; читают стихи;

Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Знаком с произведениями детской литературы

Открытость

Скажите, какие подарки нужно дарить в день рождения?

Давайте мы создадим «Книгу именинных подарков»! Каждый из вас сегодня, когда вам захочется, нарисует или вырежет из журнала подарок, который бы хотелось подарить самым близким, самым любимым (друзьям, родителям, братьям, сестрам и т.д.)

Задает вопрос, инициирует обсуждение,

высказывают свое суждение,

предлагают свой путь решения;

Проявляют инициативу и самостоятельность

 

 

В помощь воспитателю:

 Описание картины И. Левитана "Золотая осень"

Описание темы: Бабье лето, теплые деньки и ранимая красота осенней природы леса. Художественное описание картины Левитана "Золотая осень".

Золотая осень.

  Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: "Художник воспел красоту природы". Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана "Золотая осень", вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. "Очей очарование", "в багрец и золото одетые леса" - эти слова Пушкина очень подходят к "Золотой осени".

  На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.

  Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.

   Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

Описание картины В. Поленова "Золотая осень"

Описание темы: Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова "Золотая осень".

Золотая осень.

  Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

   Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски - волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.

  Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

Описание картины И. И. Бродского "Летний сад осенью"

Описание темы: городской прогулочный парк в картине Бродского "Летний сад осенью". теплый осенний день, беседка, вдалеке проходят гуляющие по парку люди, а ближе к небосклону переливаются редеющие золотистые листья на деревьях. Золотая осень - самое красивое время для прогулок по парку.

Лирическое настроение в картине Бродского "Летний сад осенью".

  Художник Исаак Бродский прославился как замечательный портретист, автор жанровых сцен, больших полотен, на которых изображено множество людей. Но он также любил и пейзажи. В картине "Летний сад осенью" он выступает как тонкий лирик, умело передающий настроение и красоту природы.

   Картина переносит нас в один из самых любимых парков Санкт-Петербурга - Летний сад, в одну из его отдаленных боковых аллей. Там растут старые мощные деревья, им, видимо, много лет. Наверное, столько же, сколько и самому Летнему саду. Один из последних дней золотой осени. Светит яркое солнце. День радостный, приятный, теплый. Листва деревьев желтая, но уже заметно поредела, поэтому кроны полупрозрачные, зато на земле много оранжевых опавших листьев. Высокие стволы деревьев упираются в лазурное небо, по которому проплывают белые облака. В глубине аллеи скамейки. Мы видим крошечные фигурки людей, которые пришли отдохнуть в парк, провести здесь солнечный денек. Они оживляют пейзаж, как бы приближают его к нам. Мы тоже могли бы оказаться среди тех, кто прогуливается по аллее. На переднем плане картины перекрещиваются на земле причудливым рисунком темные тени стволов и веток. Это подчеркивает силу, с которой светит солнце. Усиливает ощущение солнечного дня.

  Художник использует типичные для золотой осени краски - все оттенки желтого, оранжевого коричневого. Он выписывает осень поэтично, с любовью, предлагая и зрителю не просто заглянуть в уголок Летнего сада, но и полюбоваться им. С правой стороны аллеи лучи солнца красиво освещают грязно-белую деревянную беседку с резными перилами. Сейчас она пустует. А скоро, очень скоро, опустеет и аллея, полностью осыпятся листья, польют дожди. Но, пока этого не произошло, мы еще можем насладиться красивой картиной осени.

 

 

 

 

Сказка «Художник Осень»

Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области Назначение: данная сказка будет полезна для воспитателей старших дошкольников, учителей начальных классов, для учителей биологии, русского языка и литературы, изобразительного искусства.

Цель: дать понятие о приметах осени;

Задачи: развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Художник Осень.

Осень пришла на смену Лету. Взяла она его кисти, краски и начала раскрашивать леса и скверы.  Любопытное солнце выглянуло из-за туч, чтобы посмотреть на её работу. Сначала Осень позолотила верхушки деревьев, потом начала раскрашивать их багрянцем.  Взмахнула кистью, и ярким пламенем заполыхали гроздья рябин. Но не успела она ещё до конца раскрасить все кусты и деревья, как, откуда ни возьмись, налетел озорник – Ветер, сорвал листья, завертел их в воздухе. Яркие, лёгкие, закружились они, словно в танце на балу… Поредел лес. Растрепал Ветер волосы и у Осени.  Рассердилась она на него, стала поправлять их, а Ветер в это время взял да и унёс все весёлые и яркие краски.  Расстроилась Осень, но, немного погодя, снова взялась за работу.  Нанесла лёгкие штрихи на траву, и пожухла она. Увидела это Осень и огорчилась: "Да, некрасиво как-то стало вокруг. Что же делать?" Немного подумав, она решила:"Так ведь я испорчу прекрасные георгины, астры и бархатцы! Не буду я их трогать! Пусть люди, глядя на эти цветы, радуются и говорят: «Вот она, какая добрая, Осень!"  Полюбовалась она на цветы, тяжело вздохнула, взяла оставшиеся серые и коричневые краски и продолжила работу. И сразу потемнело, нахмурилось небо. Ясные дни сменились проливными дождями. Смолкли птичьи разговоры.  С потерей ярких красок у Осени очень сильно изменился характер. Да ещё сестрица Зима стала её поторапливать, всё сильнее ощущает на себе Осень её холодное дыхание.  И если, ребята, однажды к вашему оконному стеклу прилипнет осенний листок, знайте, это Осень прислала вам последнее прощальное письмо.

 

 

 

 

 

 

 

Коментарии
Мезенцева Ольга написано 2015-04-14 22:12:12
Благодарю за полезную и познавательную информацию.
Ответить

Оставить комментарий: