a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Пасха в гости к нам пришла" конспект музыкального занятия

Опубликовано: 2015-04-13 13:51:30

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 50 «Северянка» «Пасха в гости к нам пришла» музыкальное занятие для детей 6- 7 лет музыкал ьный руководитель МБДОУ детский сад № 50 «Северянка» Гусарова Татьяна Кузьминична Ульяновск, 2015 Методическая справка Пасха – самый радостный праздник. Ликует природа, всё кругом оживает и цветёт. Именно в эти дни, на пасхальной неделе, в нашем детском саду проходит музыкальное занятие «Пасха в гости к нам пришла», посвящённое пьесе П. И. Чайковского «В церкви». И это не случайно, так как основы российской культуры нераздельны с историей христианства, в частности с народной и классической музыкой. В отличие от традиционного, в музыкальном занятии «Пасха в гости к нам пришла» основным видом деятельности является слушание музыки. На мой взгляд, такое занятие приобщает дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта, правда; помогает открыть лучшие качества личности ребёнка; способствует расширению кругозора; учит сравнивать, обобщать, анализировать развернуто и доказательно; обогащает словарный запас; формирует познавательную мотивацию, музыкальное мышление, культуру восприятия музыки. Цель: Знакомство дошкольников с пьесой П. И. Чайковского «В церкви». Оформление: центральная стена зала украшена в соответствии с темой праздника Пасхи: у стены стол, убранный нарядной скатертью, на столе кулич, пасха, крашеные яички, самовар, в середине стола веточка вербы. Оборудование и материал: стулья по числу детей в группе, портрет П. И. Чайковского, музыкальный центр, мольберт с укреплёнными на нём рисунками для игры «Найди лишнее». ( Приложение 1) . Предварительная работа: музыкальный руководитель разучивает с детьми песню «Пасха в гости к нам пришла»( Приложение 2) , знакомит детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов и звучанием хора, путём слушания песнопений Свято – Троицкой Сергиевой Лавры и праздничных пасхальных звонов. Воспитатель изготавливает карточки для игры «Найди лишнее», вместе с детьми организует выставку рисунков, фотографий, пасхальных открыток и творческих( семейных) работ «Пасха красная», знакомит с историческими традициями праздника русской Пасхи. Дети, под руководством воспитателя, украшают групповую комнату ветками вербы, цветами, своими рисунками. . . В зале звучит музыка. Ребята с воспитателем входят в зал и садятся на стулья. Музыкальный руководитель приветствует ребят словами: Музыкальный руководитель: Прилетели птицы, Радостно блистая: Светлая седмица, Праздничная стая. . . А у нас куличик – Золотая корка! ( обращает внимание детей на пасхальный стол) Крашеных яичек На подносе горка! Молоко в крынке! Пир – как в сказке. В доме ни пылинки, Убирались к Пасхе! - Ребята, сегодня особенный день. Скажите, какой праздник собрал нас в этом зале? Дети: Праздник Пасха, началась пасхальная неделя. Музыкальный руководитель: Пасха! Самый светлый и радостный праздник, который длится целую неделю. Воспитатель: Ребята, а какие традиции русской Пасхи вы знаете? Дети: В домах люди чисто убираются, моют окна, пекут куличи, красят яички, надевают нарядную одежду, на Пасху звонят в колокола, многие ходят в церковь всей семьёй. Воспитатель: А ещё во все дни Пасхи люди приветствуют друг друга целованием и обмениваются крашеными яйцами. Воспитатель и музыкальный руководитель обмениваются пасхальными яйцами. Музыкальный руководитель: В каждой семье ждут и любят праздник Пасхи. Любили Пасху и в семье русского композитора П. И. Чайковского( показывает портрет композитора) . В семье было много детей. Пётр Ильич, а тогда ещё просто Петя, был самым младшим. Все его очень любили, потому что он был добрым и обожал музыку, рано начал играть на рояле и даже сам пробовал сочинять! Часто он уходил из дома в церковь, что была на соседней улице, послушать пение церковного хора. . . Звучит музыкальный фрагмент «Песнопения Свято – Троицкой Сергиевой Лавры»( аудиокассета «Мы слушаем музыку» к программе «Музыкальное развитие детей» Радыновой О. П) Музыкальный руководитель: Став школьником, Петя и сам пел в церковном хоре и очень этим гордился. А в пасхальные праздничные дни во всех церквях звонили в колокола, над городом стоял весёлый радостный перезвон. . . Звучат праздничные пасхальные звоны колоколов( аудиокассета «Мы слушаем музыку» к програм ме «Музыкальное развитие детей» Радыновой О. П. ) Музыкальный руководитель: Пете очень нравился этот звон, он выбегал на улицу и долго стоял без движения, будто заколдованный, слушая ликующий звон церковных колоколов. Став великим композитором, Пётр Ильич Чайковский сочинил много удивительной музыки. Ребята, а какая музыка Чайковского вам знакома? Дети: «Мама», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков». . . Музыкальный руководитель: Что объединяет все, названные вами пьесы? ( показывает ноты «Детский альбом») Дети: Это музыка из «Детского альбома». Музыкальный руководитель: Верно! И сегодня мы услышим ещё одну пьесу Чайковского из «Детского альбома» с красивым названием «В церкви». Садитесь поудобней и внимательно слушайте. В исполнении музыкального руководителя звучит пьеса П. И. Чайковского «В церкви». Музыкальный руководитель: Какое настроение у вас, ребята, вызывает эта музыка? Дети: Печальное, задумчивое, немного страшно, хочется плакать… Музыкальный руководитель: О чём хотел рассказать композитор своим слушателям? Дети: Как в церкви люди молятся, горят свечи, поёт хор. Музыкальный руководитель: С помощью музыкальных звуков Чайковский нарисовал картину церковного праздника, который не обходится без музыки, но музыка в церкви особенная. Послушайте и скажите, как ие особенности церковной музыки изобразил( «нарисовал») композитор? Музыкальный руководитель исполняет 1- 4 и 30- 33 такты из пьесы «В церкви». Дети: Музыка похожа на то, как поёт хор и звонят колокола. Музыкальный руководитель: Какой музыкальный инструмент так похоже изобразил и пение хора, и звон колоколов? Дети: Пианино. Воспитатель: А сейчас, внимательно посмотрите на рисунки( Приложение 1) и ответьте на вопрос: Какой из них лишний? Воспитатель обращает внимание ребят на рисунки с изображением П. И. Чайковского, пианино, хора, церкви, колоколов, скрипки и барабана. Дети выбирают «лишний» рисунок, вместе с воспитателем приходя к выводу о том, что все рисунки, так или иначе связаны с музыкой Чайковского « В церкви», кроме скрипки и барабана. Музыкальный руководитель: Какой из рисунков лишний? Дети: Скрипка и барабан. Музыкальный руководитель: Я согласна с вами: Чайковский сочинил музыку для фортепиано, изобразив в ней пение церковного хора и звон колоколов. А скрипка и барабан – лишние. Говоря эти слова, музыкальный руководитель показывает на рисунки и на слове «лишний» убирает рисунок с изображением скрипки и барабана. Далее проводится обобщение знаний, выводы( в форме рефлексии) . Игра «Я запомнил, что…». Дети по очереди продолжают фразу: «Я запомнил, что…», если кто- то ничего не запомнил, говорит: «Пропускаю». Важное условие: повторяться нельзя. За каждую правильно прозвучавшую мысль музыкальный руководитель даёт поощрение, это может быть открытка в форме пасхального яичка. Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему именно пьеса «В церкви» звучала на сегодняшнем занятии? Дети: Сегодня Пасха, люди идут в церковь. Воспитатель: Пасха! В каждом доме чисто и пахнет вкусной едой. Все люди, взрослые и дети, верят в доброту, все ждут только хорошего. «Христос Воскресе»! Так приветствуют люди друг друга в день Пасхи! И отвечают: «Во истину Воскресе»! Посмотрите в окно – всё вокруг оживает и цветёт. Пасха в гости к нам пришла! С праздником вас, ребята! Оставайтесь такими же послушными и старайтесь помогать друг другу во всём. Музыкальный руководитель: Пасха в гости к нам пришла! Любите своих близких! Крепкого вам здоровья и новых музыкальных впечатлений! Занятие заканчивается исполнением песни «Пасха в гости к нам пришла! »( Приложение 2) . Далее музыкальный руководитель предлагает ребятам познакомиться с экспонатами выставки «Пасха красная». В аудиозаписи звучит пьеса П. И. Чайковского «В церкви». Дети вместе с воспитателем неторопливо рассматривают выставку рисунков, фотографий, пасхальных открыток и творческих работ «Пасха красная», узнавая среди экспонатов выставки свои работы. Приложение №1 к занятию «Пасха в гости к нам пришла» «Найди лишнее»- 88265018573757715251857375192722518573753333750185737547910751847850 Рассмотрев рисунки, ребята выбирают среди них лишний, обосновывая свой выбор. Пианино Собор П ортрет П. И. Чайковского Детский хор Скрипка и барабан Приложение №2 к занятию «Пасха в гости к нам пришла» « Пасха в гости к нам пришла » Музыка С. Крупа- Шушариной, слова Фофанова- 278765- 208280- 290830- 57150 Список литературы Алфеевская Г. С. «А нализ музыкальных произведений», Москва, «Интерпракс», 1994 г. Крупа– Шушарина С. В. , Яворовская И. А. «Сборни к песен для детей и юношества», Ростов- на- Дону, «Феникс», 2006 г. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей», Москва, «Гуманитарный издательский центр Владос», 1997 г. «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» под редакцией Нисканен Л. Г. , и зд. «Академия», 2002 г.

Оставить комментарий: