ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Проект «Духовно- нравственное воспитание»
Возраст детей: 5-7 лет.
Сроки реализации программы: учебный год.
Формы и методы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, игры.
Ожидаемый результат: 1. Первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);
- - активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности; - чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо; - любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю; - чувство симпатии к людям независимо от их национальности.
- - следовать традиции празднования именин; - составлять рассказ о своем имени; - проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим; - дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов; - анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора; - справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их; - вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность); - в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником; - тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка; - привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других; - бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.
Перспективно- тематическое планирование
сентябрь |
«Семья» Основная идея: семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» НОД «Все добрые люди – одна семья» В. Сухомлинский ЧХЛ Д. Габе «Моя семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли».: Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь». Предметно- развивающая среда альбомы с фотогафиями семьи, книги Взаимодействие с семьёй- составление генеалогического древа своей семьи |
октябрь |
«Послушание и упрямство» Основная идея: делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» НОД Н. Артюхова «Трудный вечер» ЧХЛ В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралийчев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек» , П. Поляков «О послушании». Взаимодействие с семьёй : рекомендации «Что почитать детям»-Б. Ганаго«Дочь», «Назови отцом», В.Г. Дьяченко «Ведь это моя маленькая сестра», «Чему учат детей пчелы».
|
ноябрь |
«Слово» Основная идея: доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
. Взаимодействие с семьёй . Советы родителям- создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день. Литературный ряд для домашнего чтения: П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварныеслова», «Исчезло слово», «Спасительные слова», «Жестокие опыты», «Дух и слово».
|
декабрь |
«Имя» Основная идея : человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени зовут». Как выбирают имя ребенку. День имени – именины. Как празднуют именины. Имя человека – его слава и достоинство. Святые и известные люди, которые прославили свои имена в истории Образовательная область «Речевое развитие»
ЧХЛ А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле». Предметно- развивающая среда: именные иконы, портреты наиболее известных в истории и культуре России людей
Предметно- развивающая среда: именные иконы, портреты наиболее известных в истории и культуре России людей. Взаимодействие с семьёй: Советы родителям: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; обсудить соответствие характера, поведения ребенка его имени; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок. Литературный ряд для домашнего чтения: Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город» |
«Совесть» Основная идея: совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие». Беседы, общение:: Совесть человека – советчик в жизни. Для чего надо хранить совесть. Жить по совести – значит выполнять все заповеди, правила жизни; не делать того, чего не желаешь себе. Значение пословицы «Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука». постоянно советоваться со своей совестью: «а хорошо ли то, что я делаю?», рассмотреть примеры совестливых добрых поступков детей. Образовательная область «Речевое развитие» НОД «Не забывай про родник» В.А Сухомлинский ЧХЛ В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», В.А. Сухомлинский «Стеклянный человечек», «Красивое и уродливое», «Не забывай про родник», «Заболел врач». Взаимодействие с семьёй. Советы родителям – читаем вместе-В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», К.Д. Ушинский «Брат и сестра», Д. Пантелеев «Честное слово». |
|
январь |
«Добро и зло» Основная идея: добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» ЧХЛ: Э. Мошковская «Кто самый добрый», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Пермяк «Самое страшное». Взаимодействие с семьёй: Упражнять детей в совершении добрых дел, подсказывая, напоминая, давая поручения. Литература для домашнего чтения: детская Библия, В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т.А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». |
фквраль |
«Родина» Основная идея: Родина для человека – место, где он родился, где живут и трудятся его родные. В трудные для Родины времена люди всегда вставали на ее защиту. Итоговое мероприятие: выставка рисунков по теме «Моя Родина». Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» ЧХЛ новеллы В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», «Могилы героев», «Заповедь дедушки». Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» НОД Рисование - Герб и флаг России Предметно- развивающая среда: репродукции известных художников по теме «Защитники Отечества», портреты защитников земли Русской Александра Невского, Дмитрия Донского и др.; Взаимодействие с семьёй: советы родителям - рассказать детям о родных, защищавших Родину, помогавшим в трудные военные годы, о стойкости и подвигах духа и сердца.
|
март |
«Милосердие и жестокость» Основная идея: сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» ЧХЛ В.А. Сухомлинский «Ненаглядный сынок», «Лесной домик», «Красивые слова и красивые дела»; Библия («Притча о милосердном самаритянине»), Л. Стрелкова «Пора, пора, порадуемся», П. Поляков «Утешение», «Блаженны милостивые». Взаимодействие с семьёй: показать примеры помощи, жалости, сострадания близких нам людей; рассмотреть семейный альбом; приучать быть сострадательными и внимательными к своим близким; оказать помощь нуждающимся (книги, вещи, игрушки др.). Для домашнего чтения: Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).
|
апрель |
«Память» Основная идея: память о родных и близких, и их традициях. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» ЧХЛ В.А. Сухомлинский «Седой волосок», «Самое важное – заставить себя чувствовать», «Огонек в окне», «Жизнь», «Он придет», «Недописанное письмо». Предметно-развивающая среда: народный календарь, храмовые иконы, репродукции картин А.П. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М.Б. Греков «Тачанка», В.М. Васнецов «Три богатыря» и др. Взаимодействие с семьёй - советы родителям -вспомнить об ушедших от вас родственниках, о том, какой след оставили они на земле; составить календарь истории семьи; изготовить открытки, сувениры к памятным датам родных и друзей. Для домашнего чтения: Житие святых в рассказах для детей П. Поляков «О геройстве», «Победа», Е. Горская «Колин папа».
|
апрель |
«Трудолюбие и лень» Основная идея: человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» НОД В. Осеева «Сыновья» ЧХЛ В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы». Взаимодействие с семьёй –советы- предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением; участвовать в совместном посильном труде (работа в саду, на огороде и др.). Литературный ряд Для домашнего чтения: В. Сухомлинский «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде», Житие Сергия Радонежского.
|
май |
«Правда и ложь» Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» НОД В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», ЧХЛ «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду». Взаимодействие с семьёй - приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание. Для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».
|