" детский сад- территолрия здоровья и успеха"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» п. П ограничный ПРОЕКТ «Детский сад- территория здоровья и успеха» 2013 год. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. . Н. А. Амосов. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъе мляющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия». В связи с этим острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно использование современных средств лечебно – профилактической работы, организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности. Цель: Популяризация здорового образа жизни среди детей, сотрудников, родителей воспитанников, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: Оздоровительные задачи; о храна жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; р азвитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье; с овершенствование развития двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движениях; г игиеническое воспитание и обучение детей, направленное на пропаганду ЗОЖ; р ешение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры; Образовательные задачи; р азвитие физических качеств( скорость, сила, выносливость и координация) ; н акопление и обогащение двигательного опыта детей( овладение основными движениями) ; ф ормирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; и нтеграция содержания и задач психолого – педагогической работы с содержанием других образовательных областей( здоровье, музыка, познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд) . Воспитательные задачи: психологическое благополучие детей, создание положительного отношения к физической культуре; воспитание культурно – гигиенических навыков; приобщение детей к ценностям ЗОЖ, развитие положительного самоощущения; включение детей в различные формы сотрудничества( со взрослыми, с детьми разного возраста) . Актуальность проекта: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Статистика свидетельствует: физиологически зрелым и сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально- экономическими процессами, происходящими в России. Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7- 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Законодательно – нормативное обеспечение проекта: Закон РФ «Об образовании» Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором. Устав образовательного учреждения. Идея проекта: Использование наиболее эффективных оздоровительных практик( народные подвижные игры, дыхательная гимнастика, массаж, ритмопластика, коррекционная гимнастика) в игровой форме и с использованием русского фольклора в системе воспитательно – оздоровительной работы. Замысел проек т а: Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни. Общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, занятиях музыкой, так и во всех режимных моментах. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени эффективного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно – оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно – развивающей среды в домашних условиях. При передаче родителям способов организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях необходимо создать такую рабочую атмосферу когда и взрослые и дети могут чувствовать себя естественно и раскованно. Преимущественно невербальный характер организуемой двигательной деятельности делает подвижные игры, физические упражнения и тренинги эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки. Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Сотрудники детского сада. Критерии оценки ожидаемых результатов: мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья( диагностика физической подготовленности, физических качеств, дыхательной системы, индекса здоровья и др. ) Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, родители, заведующая ДОУ, сотрудники детского сада. Девиз проекта: «Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу» Допущения и риски при реализации проекта: Проект может быть реализован частично, из – за недостаточного финансирования. Отсутствие понимания между членами коллектива, несовершенство системы стимулирования может привести к конфликтным ситуациям и стать угрозой для реализации проекта. Заорганизованность администрации детского сада не позволит качественно осуществлять контроль. Раздел проекта Вид образовательной деятельности Сроки проведения Игровая деятельность Подвижные иг ры: «Полоса препятствий», «Возь ми платочек», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Удочка», « Ловишки с ленточкой», «Мороз – красный нос», «Вышибалы», «По местам», «Классики», «Быстро возьми», «Собери мячи», «Карусель», «Меткий стрелок» Игровые упражнения: « Качалочка », «Цапля», «Стойкий оловянный солдатик», «Растяжка ног», « Ах, л адошки, вы, ладошки», «Насос», «Маленький мостик», « Паравозик », «Колобок» Дидактические игры: « Умею – не умею», «Опасно – неопасно», «Лекарственные травы», «Подбери пару», «Полезная и вредная еда», «Что такое хорошо, что такое плохо» Сюжетно – ролевая игра «Больница», «Кухня» Сентябрь – июль Речевое развитие Занятия: «Как устроено наше тело», «К нам пришел Незнайка», «Полезная и вредная еда», «За здоровьем в лес». Беседы: «О болезнях грязных рук», «О предупреждении возможности переломов и вывихов», « О первой помощи при кровотечении», «О поведении больного и здорового ребенка». Заучивание потешек и поговорок. Сентябрь – июль Художественная литература Чтение художественной литературы о чистоте: К. Чуковский « Мойдодыр », Агния Барто «Девочка Чумазая», А. Барто «Я расту», С. Маршак «Великан», « Робин – Бобин», С. Михалков «Не спать» Чтение художественной литературы о лекарственных травах. Заучивание пословиц, поговорок, потешек. Сентябрь – июль Изодеятельность и дизайн Изготовление коллажей по теме «Здоровое питание», «Наши друзья – витамины». Рисование на тему «из чего сделан Я», «Мое сердце», «Каким я хочу быть». Коллективные аппликации Декабрь – апрель Март Труд Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе. Трудовой десант: помыть растения в групповой комнате. Приготовление витаминных салатов. Декаб рь – февраль Социальное развитие Экскурсия в больницу. Посещение детей младшей группы: «Знакомим друзей с витаминами» Апрель Музыка Музыкально – ритмические композиции «Упражнения с осенними листьями», «Волшебный цветок», «Все мы делим пополам», «Кошки – мышки», «Вальс друзей», «Вечный двигатель», «Самолеты», «Танцуем сидя». Сентябрь – июль Спортивные досуги Спортландия №1- № 9 Эстафеты: « Нарисуй солнышко», «Передача мяча», «Посадка и уборка овощей», «Прыжки с палкой», «Туннель – треугольник», «Переправа с обручами», «Кенгуру» Сентябрь – июль Точечный массаж и дыхательная гимнастика Первый комплекс Второй комплекс Третий комплекс Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Взаимодействие с родителями Изготовление коллажей по теме «Здоровый образ жизни», «Лекарственные травы», «Полезные советы» Родительское собрание « Полезные советы – Лесовичка секреты» Выставка витаминных салатов Составление совместно с детьми правила безопасного поведения на улице, в группе, дома, во время игр и занятий Выставка рисунков на тему прочитанных произведений Совместно с детьми разработать « Правила Чистюли» Участие во всех спортивных досугах Сентябрь – июль Спортивные праздники «Осенние игры» «Зимние игры» «Мир, лето, спорт» Сентябрь Январь Июнь Ведущий воспитатель группы: Шастина Галина Сергеевна. Заведущая детским садом: Тонких Лидия Павловна. Участники проекта: музыкальный руководитель Козловцева Наталья Сергеевна.