a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр с блоками Дьенеша

Автор: Шведова Ольга Владимировна Опубликовано: 2015-06-18 14:49:11

Документы для скачивания

1.       «Чудесный мешочек» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы  угадать на ощупь. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша. Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки( все большие или все толстые) . Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.             «Что лишнее? » Программные задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. Материал:   Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выложит на стол  три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур  лишняя и по какому принципу( по цвету, форме, размеру или толщине) .   «Чудесный мешочек»- 2 Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,   умение предметы  угадать на ощупь. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша. Ход игры: Все фигурки – блоки  складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.      «Найди не похожую фигуру» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал:   Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету( размеру, форме, толщине) .   «Найди  похожую фигуру» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства  фигур по одному, двум, трем, четырем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал:   Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету. «Бусы» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус. Ход игры: Выложите перед ребенком  ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. . . ( можно чередовать по форме, размеру и толщине) .  Предложите  сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.      «Продолжи ряд» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем на столе  фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.           «Продолжи ряд» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету( по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д. ) .   Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.               «Найди пару» Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Предложить детям каждой фигуре  найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом,   большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т. д. «Найди клад» Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад»( монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п. ) . Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком? »- «Нет», «Под красным? »- «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада. «Сравни – где больше» Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества  блоков. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой- 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.         «Разложи фигуры» Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем в ряд 5- 6 любых фигур. Предлагаем детям  построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы( цвета, размера, толщины) .       «Что изменилось» Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.        «Сколько? » Программные задачи:   Развивать умение выделять свойства  геометрических фигур ( цвет, величину, толщину) . Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении  задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь. Материал: логические блоки Дьенеша. Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько. . . ». За каждый правильный вопрос- фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур? » «Сколько красных фигур в первом ряду? »( по горизонтали) , «Сколько кругов? » и т. д.   Игра «Угощение для медвежат» Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному- четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые» Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша. Ход игры: В  гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата- сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат.   Печенье в левой  и правой лапах должны отличаться только формой( цветом, величиной, толщиной) .   Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье»,  в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное( не круглое) . Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем. Игра «Угощение для медвежат» Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному- четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков. Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша. Ход игр ы Вариант игры  с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий( алгоритм) игры. Карточки с символами свой ств  кл адут стопкой «рубашками» вверх Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т. д.   «Магазин» Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор Материал: Товар( карточки с изображением предметов) Логические фигуры. Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам( например, большой квадрат, синий квадрат и т. д. )       «УКРАСИМ ЕЛКУ БУСАМИ». Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему».   Закрепление навыков порядкового счета. Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус( счет начинаем с верхушки елки) . Повесим первый ряд бус( карточки с цифрой 1) . Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы. «Найди меня» Программные задачи: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код. Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек( 2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания) . Ход игры:  Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают( раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру. Возможно использовать слова: « Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные, Всем нам они знакомые, Найдите меня! »   «Волшебное дерево» Программные задачи: Развитие  умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление. Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков. Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.   «Улитка» Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме. Материал: игровое поле с изображением спирали  или цветная тесьма, набор блоков. Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.     «Рассели жильцов»- 2 Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение.  Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков, 4- этажный дом, изображенный на ватмане,   кодовые карточки. Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодо вой карточке. Дети расселяют жил ьцов.   «Хоровод» Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме. Материал: игровое поле с изображением круга   или цветная тесьма, набор блоков. Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод  из волшебных фигур. Хоровод  получиться  красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком   по одному  какому – то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.         «Рассели жильцов»- 1 Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков, 4- этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы. . Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т. д.   Игра «Художники» Программные задачи: Развитие  умения сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей( выбор цвета, фона, расположения, композиции) . Материал: «Эскизы картин»- листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков. Ход игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена( контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена- толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам.   Игра «Этажи» Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков. Ход игры:  Предлагаем выложить  в ряд несколько фигур – 4- 5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета( или размера, формы) . Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера( или цвета) . Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.   Игра «Домино» Программные задачи: Развивать умение выделять свойства  геометрических фигур. Материал: Блоки Дьенеша. В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно( но не более 4х) . Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера( цвета, формы) . Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.   Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою три кивка. На 4 – ноги шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять. Левая и правая – Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. 2 сестрицы, 2 руки – Левая и правая – Воду моря и реки Загребают, плавая. Зайцы скачут: скок- скок- скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Т Т ри – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Я прошу подняться вас – это раз, Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом Крылья пестрые мелькают – В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились Сколько зайчиков у нас, Столько и подпрыгнем раз. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – всем присесть. Семь, восемь – лень отбросим. Девять, десять – встать всех просим. Мы считали и устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – раз, два, три. Ножками потопали – раз, два, три. Руки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок. Руки вниз, на бочок, Разжимай и на бочок. Руки вверх, на бочок, Разжимай и на бочок. Руки влево, на бочок, Разжимай и на бочок. На носочки встали, Потолок достали. Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. Сколько покажу кружков, Столько выполнить прыжков. Солдатик, на одной ноге постой- ка, Если ты солдатик стойкий. Ногу левую- к груди, Да смотри, не упади! А теперь – постой на левой, Если ты солдатик – смелый Раз, два, три, четыре – Топаем ногами. Раз, два, три, четыре – Хлопаем руками. Руки вытянуть пошире – Раз, два, три, четыре. Наклониться – три, четыре, И на место поскакать. На носок, на пятку, Все мы делаем зарядку Математические логоритмики При выполнении упражнений, необходимо продемонстрировать детям образец движений, после чего дается инструкция: «Делай как я! ». Затем педагог одновременно произносит стихотворный текст( желательно с музыкальным сопровождением) и выполняет движения. Дети должны повторять образец движений, в дальнейшем, речи с движением.

Оставить комментарий: