a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Перспективное планирование на 2021 - 2022 учебный год в средней группе на тему "Развитие метапредметных компетенций у детей дошкольного возраста"

Автор: Финогенова Оксана Анатольевна Опубликовано: 2024-01-08 12:59:28

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение" Ермаковский детский сад №5 комбинированного вида" Перспективное планирование на 2021- 2022 учебный год в средней группе на тему" Развитие метапредметных компетенций у детей дошкольного возраста" Составитель: воспитатель первой к валификационной категории Финогенова Оксана А натольевна с. Ермаковское, 2021 год Содержание. Актуальность 3 I. Исследовательская лаборатория 6 1. 1. Планирование экспериментальной деятельности в средней группе 7 II. ТРИЗ- МАЛЫШАМ. 10 2. 1. Методы технологии ТРИЗ, применяемые в средней группе. 12 2. 2. Типовые приемы фантазирования( ТПФ) 16 2. 3. Игры и творческие задания по формированию системного мышления 22 2. 4. Примеры решений творческой задачи с детьми 5 года жизни. 24 2. 5. Игры и творческие задания по обучению детей в работе с противоречиями 26 III. Тимбилдинг 27 IV. Утренний круг. 28 Использ уем ая литература 29 Актуальность. С овременное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС- воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. С помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение н овых форм, методов и технологий, в ходе которых будет происходить развитие нестандартного мышления, формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направлены на совершенствование умений оперировать знаниями, н а развитие интеллектуальных способностей детей. Данная работа представляет собой систему игр, используемые в различных видах деятельности и режимных моментах, направленная на развитие нестандартного мышления, р азвитие критического мышления, формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования, которая заключается в умении: - объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей; - договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т. д. Планирование игр составлено на основании следующей использованной литературы: ТРИЗ педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей. Развиваем креативное мышление. - Гин С. - 2018г Как воспитать творческую личность на основе ТРИЗ- педагогики. – А. Гончарова. - 2020г. Способы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников на основе ОТСМ- ТРИЗ. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – Сидорчук Т. – 2020 г Шулешко Е. Е. - Детская жизнь на пути согласия и социо- игровой стиль ведения занятий/ Под ред. А. С. Русакова. — М. : ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2015. — 128 с. Комплексная система игр состоит из следующих направлений: - " Исследовательская лаборатория" позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями. Благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает речь. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. - " ТРИЗ малышам" включает в себя игры различными методами ТРИЗ- технологии, составленные на основании вышеописанных авторов. Данный комплекс игр соответствуют дидактическим принципам, а именно последовательности и систематичности. Игры включены в различные режимные моменты и должны использоваться ежедневно: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, прогулки( исследовательская деятельность) , игры( как дидактические, так и сюжетные) , непосредственно- образовательная деятельность и др. - С помощью технологии" Тимбилдинг" создаются условия для развития навыка командообразования у детей дошкольного возраста. - " Утренний круг" . В задачи круга входит настройка детей на общий тон и ритм дня, внимание друг к другу и настройка работы в команде. Большинство игр, занятий проводятся в соответствии с социо- игровым методом ведения занятий, автором которого является Е. Е. Шулешко. « Детям «показано» быть в группе сходного возраста для поиска в своем ближайшем окружении определенного каждым для себя числа собеседников( а именно от четырех до восьми, в среднем шестеро) . Тогда есть круг поиска для любого в этом кругу. Тогда появляется основа для у дачных, содружественных выборов»- Е. Е. Шулешко. Чтобы ребенок научился договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т. д. , умел настраивать эффективную коммуникацию, необходимо уйти от «индивидуального обучения». Не от «индивидуального подхода к обучению», а именно от «индивидуального обучения». Но перед нами не синонимы, а два принципиально разных, скорее противоположных явления. Ведь за индивидуальный подход педагог обычно берется не тогда, когда прозревает в растущем человеке уникальность его возможностей, а когда он обнаруживает недостатки в его обученности и берется их устранять. Разумеется, при этом вся инициатива оказывается в руках взрослого, только он понимает куда, зачем, по какой линии он тянет неуспевающего малыша. А хваленое внимание педагога к индивидуальным особенностям ребенка( если оно и присутствует) направлено на то, как эффективнее манипулировать этими особенностями для направления деятельности своего подопечного в нужное русло. Тем временем сам ребенок привыкает к характеру подобного индивидуального продвижения под неусыпным руководством взрослого, как привыкают к ходьбе на костылях. Как писал Е. Е. Шулешко в своей книге: « Достигая частных целей в обученности ребенка чему- либо, его превращают в образовательного инвалида, лишенного и веры в свои силы, и надежды на свои возможности. Отнимут у него «индивидуальные» костыли — и он вновь оказывается беспомощным и ни на что не способным ». Только отказ взрослых от регламентирующего индивидуального обучающего подхода к человеку открывает возможности для групповой инициативы детей при общем признании личных интересов каждого. На начальном этапе обучения детей работы в команде, учим их работать в парах. Следующий шаг – объединенные пары ходят друг к другу «в гости». Потом объединяемся в тройки. На этом этапе будет происходить смена детей в тройках. И только потом, в старшем дошкольном возрасте, объединяем детей в группу по 6 детей. В ходе игр, у детей не должно быть «правильных и неправильных» ответов. Выслушиваются все мнения, мнения детей поддерживаются ответом педагога «хорошо» и др. На так называемых учебных занятиях воспитатели часто следуют за конспектом в словах и действиях, работают по чьим- то разработкам, отодвигая внимание к общению на второй план. Этот обычай приводит к непоправимому ущербу в жизни детей. К сожалению, школьные способы подачи уроков по разработкам однозначно ущербны относительно нормального детского общения — живого и непринужденного. Ведь именно т огда возникают чуткость к детским инициативам, радостям и трудностям и готовность в зависимости от них изменять свои планы и намерения. 1. Исследовательская лаборатория. Данное направление реализуется в рамках образовательного модуля" Экспериментирование с живой и неживой природой" и являются частью парциальной программы" STEM- образование детей дошкольного возраста" ( авторы: Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин, под общ. ред. Т. В. Волосовец) . Знакомство ребенка со свойствами окружающего мира обязательно происходит с помощью исследовательской деятельности в природе. В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. Психолог, исследователь детского мышления Н. Н. Поддъяков отмечает: " Фундаментальный факт отмечается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования" . Дошкольники любят экспериментировать- эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления- наглядно- образного и наглядно- действенного. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметах, явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами и явлениями, а также со средой, в которой они находятся. В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к приро де. Никакой рассказ взрослого, даже самый красочный, не заменит детям наглядно- чувственного восприятия этих зависимостей. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребенок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нем, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат. В средней группе опыты и эксперим енты проводятся 1 раз в неделю по следующим направлениям: Вода( 8 занятий) ; Воздух( 5 занятий) ; Камни, песок, глина и почва( 8 занятий) ; Исследование растений( 4- 5 заняти й) . 1. 1. Планирование экспериментальной деятельности в средней группе Дата Название опыта Задачи Изучение неживой природы. ВОДА. Октябрь Какого цвета вода? Помочь детям определить, что вода- бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет. Чем больше в воде растворено вещества, тем интенсивнее её цвет. Октябрь Есть ли у воды вкус и запах? Определить вместе с детьми вкус и запах воды; подвести к выводу о том, что собственного вкуса и запаха вода не имеет, но, являясь прекрасным растворителем, вода приобретает вкус и запах растворенных в ней веществ; познакомить детей с понятием" пресная вода" , воспитывать бережное отношение к воде. Октябрь Что будет с водой на морозе? С помощью опыта показать детям, что вода на морозе переходит в твердое состояние- лед; в твердом состоянии вода занимает больше места, чем в жидком. Октябрь Тонет- не тонет Опытным путем определить, предметы из каких материалов тонут в воде, а из каких- нет; показать детям, что плавучесть предмета зависит не только от материала, но и от формы. Посредством опыта выяснить, что лед не тонет в воде, объяснить, как это сказывается на жизни обитателей водоемов зимой. Закрепить полученные знания в игре. Ноябрь Что растворяется в воде? Определить, какие вещества растворяются в воде, а какие- нет, какие свойства веществ проявляются при смешивании их с водой( растворяются и придают ей запах, цвет, вкус; не растворяются и выпадают в осадок, поднимаются на поверхность) . Ноябрь Как очистить воду? Учить детей решать практические задачи методом экспериментирования; расширить представления о способах очистки воды, научить простейшему очищению воды через самодельные фильтры. Ноябрь Чем солена вода отличается от пресной? Познакомить детей с отличиями соленой воды от пресной; показать, как наличие соли в воде влияет на плавучесть предметов. Ноябрь Выращиваем соляные кристаллы Расширить знания детей о свойствах воды растворять вещества. Продемонстрировать эксперимент по образованию кристаллов соли. ВОЗДУХ Декабрь Что такое воздух? Расширять представления детей о воздухе; с помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер. Декабрь Имеет ли воздух вес? Изучить опытным путем, имеет ли воздух вес; что происходит при нагревании и охлаждении воздуха. Декабрь Где может прятаться воздух? Показать, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду. Январь Воздух и запах Расширять представления о воздухе; разграничить понятия" воздух" и" запах" , показать, что воздух передает различные запахи, но сам ничем не пахнет. Рассказать о том, что растения очищают воздух. Январь Воздушные фокусы Обогащать представления детей о воздухе; опытным путем показать, что воздух давит на все поверхности, с которым он соприкасается. КАМНИ, ПЕСОК и ГЛИНА Январь В царстве камней Расширять знания детей о камнях, их свойствах; учить самостоятельно определять свойства камня: цвет, гладкость, блеск, плавучесть, растворимость. Февраль Где рождаются камни? Расширять представления о камнях, их происхождении. Посредством опыта продемонстрировать детям модель извержения вулкана. Февраль Работа с коллекцией камней Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать посредством собирания коллекции камней и ее описания. ( Экспериментирование может быть перенесено на весну) Февраль Исследуем песок Познакомить детей со свойствами песка( состоит из песчинок, рыхлый, сыпучий, если сухой) ; дать представление о его происхождении. Февраль В пустыне Познакомить детей с песчаной пустыней, особенностями живой и неживой природой пустыни. Опытным путем определить, что песок быстро впитывает воду, а сильный ветер может поднимать сухой песок, образуя песчаные бури. Март Знакомство с глиной Исследовать свойства глины( твердая в сухом состоянии, пластичная и мягкая- во влажном, хорошо подходит для лепки) ; обогатить представления детей об использовании глины человеком. Март Из чего состоит почва? Опытным путем выявить, из чего состоит почва. Март Есть ли в почве воздух и вода? С помощью эксперимента показать детям, что почва содержит воздух и воду, благодаря которым в почве живет много живых существ Исследование растений Март Где семечку лучше живется? Опытным путем определить, какая среда( песок, глина, почва) наиболее благоприятна для прорастания семечка; выяснить, как вода и свет влияют на рост растений. ( Опыт продолжается весь последующий месяц) II. ТРИЗ- МАЛЫШ А М. ТРИЗ- это Теория Решения Изобретательских Задач, созданная писателем- фантастом и изобретателем Генрихом Альтшуллером. ТРИЗ- это мир творчества и креатива, о том, как мыслить и находить лучшее и максимально эффективное решение. ТРИЗ дает методы и алгоритмы, которые помогают в творческом поиске. Она неразрывно связана с психологией, она формирует мышление человека, основанное на принципах, которыми обладает психика- целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация. Кроме того, ТРИЗ помогает развивать в человеке такие качества, как нравственность, самостоятельность, активность, конструктивность, творчество. Сегодня дети с раннего возраста проводят много времени с гаджетами, и, к сожален и ю, это времяпровождение чаще всего носит не обучающий, развивающий, а развлекательный характер. . Таким образом, ребенку дается посыл: не надо прилагать усилия и что- то придумывать. Но, повзрослев, человек сталкивается с множеством задач, на которые нет готового ответа. И для поиска решения необходимо разумное и творческое мышление. Поэтому вопрос о том, чтобы научить ребенка ориентироваться в потоке информации, уметь находить нужные решения, добывать необходимые данные и проявлять себя, анализировать и создавать новое, сегодня крайне актуален. Так какие качества личности мы хотели бы увидеть у поколения будущего? На одном из турниров Молодежных профессиональных педагогических игр от Ассоциации молодых педагогов Красноярского края был затронут этот вопрос. И на семинаре( где присутствовали представители высшей школы( университет) , родители, учителя средней общеобразовательной школы, работодатели различных сфер) , в ходе дискуссии, каждая из сторон высказывались о том, какими качествами личности должен обладать человек, поступив в школу, затем в высшее учебное заведение, на работу. Было отмечено очень много качеств, проанализировав их, можно выделить основные качества личности XXI века: Коммуникабельность- способность к созданию условий для эффективной устной, письменной и сетевой коммуникации. Креативность и любознательность- способность к саморазвитию, применению новых идей, открытость новым перспективам, иным точкам зрения. Критическое и системное мышление- развитое мышление, определенное осознанным выбором, способность понимать взаимосвязи сложных систем. Умение работать с информацией и медиа технологиями- способность находить, анализировать, создавать, оценивать и управлять информацией. Межличностное взаимодействие и сотрудничество- способность продуктивно работать в команде, быть лидером, принимать на себя разные роли и обязанности. Умение ставить и решать проблемы- способность выявлять, анализировать и решать проблемы. Направленность на саморазвитие- осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и контроль обучения. Социальная ответственность- способность действовать в интересах сообщества: этично вести себя в межличностном, профессиональном и социальном контекстах. Ответственность и адаптивность- личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях. Чем старше становится человек, тем сложнее воспитываются вышеперечисленные качества. И поэтому очень важно учить ребенка сильному мышлению, способному к творчеству, изобретательству уже в дошкольном возрасте. В рамках творчества Альтшуллера есть еще одна работа, которая называется Теория Развития Творческой Личности. Она выявила факторы влияния, в результате которых люди становятся творческими и знаменитыми. Альтшуллер нашел ответ и назвал его" Встречей с Чудом" . Встреча с Чудом- это нечто, с чем человек познакомился в детстве или столкнулся позже в течение жизни. Это то, что вызвало сильное удивление, дало такой эмоциональный заряд, который остался с ним на всю жизнь. Чудо- педагогический инструмент, который естественно и необратимо запускает процесс раскрытия творческих способностей ребенка* . Для развития творческого мышления, воображения и т. д. в средней группе применяется много м етодов. Но во всех методах и приемах ребенок сталкивается с Чудом. Для некоторых преобразований дети будут встречаться с различными Волшебниками. 2. 1. Методы технологии ТРИЗ, применяемые в средней группе. Метод Цель Описание Ожидаемые результаты Игры и творческие задания Круги Луллия Создание условий для формирования у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации; усвоение обобщенного способа комбинаторики Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. В первой половине учебного года будут использоваться только 2 круга разных диаметров на одном стержне с четырьмя секторами. Во второй половине учебного года можно добавить еще один круг. Тренинги с кругами Луллия образно состоят из двух частей: 1. - уточнение имеющихся знаний в определенных областях( реальное задание- Р. З. ) , 2- тренинг на развитие воображения и создание условий для усвоения детьми обобщенной модели комбинаторики. самостоятельное придумывание заданий как реального так и фантастического плана; Заполнение секторов на кругах разного диаметра карточками с изображениями объектов под созданную задачу; составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками и их значениями; усвоение обобщенной модели комбинаторики. 1. " Необычный подарок" . Цель. : Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычной значимости. Содержание: Круги Лулли, состоящие из 2 дисков. На 1- изображения объектов, на 2- части этих объектов. Р. З: посмотри, какой объект под стрелкой и найди его часть на втором. Ф. З. Раскрути круги, посмотри, какой объект попал под стрелку, и какая у него часть теперь появилась. Например: под стрелкой здание и крылья от самолета. Предложить детям придумать историю о том, как дом научился летать. 2. " Необычное место" . Цель: Учить детей обозначать места, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия. Содержание: Воспитатель выставляет на 1 круге картинки с изображением мест действия из различных сказок( болото, лес, комната. . . ) . 2 круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев. Р. З. : выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет. Пр. : герой- черепаха Тортилла живет в болоте. Ф. З. : посмотри, сюжет из какого литературного произведения оказался под стрелкой, назови героя и его новое место действия. Пр. : Гуси- Лебеди обитают в лесной избушке. 3. " Необычное время" . Цель: Учить детей определять временные рамки, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях; изменять текст в зависимости от смены времени действия. Содержание: Воспитатель выставляет на 1 круге картинки с изображением частей суток/ времен года. 2 круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображением сказочных героев. Р. З. выбери героя, вспомни название сказки и определи время происходящего. Пр. : приключения Буратино происходит летом. Ф. З. : посмотри, герой какой сказки оказался под стрелкой? Расскажи о действиях героя в другом времени. Пр. : действие сказки" Дюймовочка" происходит зимой. Метод Цель Описание Ожидаемые результаты Игры и творческие задания Морфологический анализ Формирование у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и созданию новых объектов на основе сочетания частей; создание условий для освоения обобщенной модели комбинаторики В первой половине года организуется работа по" Волшебной дорожке" с одним вертикальным показателем( герой) и двумя- четырьмя горизонтальными показателями( форма, цвет, размер) . Работа основана на зрительном восприятии" Волшебной дорожки" . Для обозначения показателей используются картинки( схемы) объектов. Чуть позже помещаем" героя" на границу разных показателей( значений признака) . Например: попал зайчик на границу дорожек- стоит и на зеленой дорожке, и на красной. Какого цвета он стал? Во второй половине года по вертикали" Волшебной дорожки" располагаются картинки или схематичные изображения( цветом, знаками) объектов природного и( или) рукотворного мира. По горизонтали- части суток, времена года, погодные условия. Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности( рисование, лепка, аппликация, запись сюжета сказки с помощью схем и т. д. ) Умение давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы; Самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, их оценка. Рассказ о фантастическом действии; выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей: героя, функций. Описание изменений свойств и поведения героя в разных обстоятельствах; Усвоение обобщенной модели комбинаторики. 1. " Как петушок себе цвет подбирал" . Цель. : Уточнить знания детей о некоторых цветах и оттенках. Побуждать фантазировать на основе изменения цвета. Содержание: По вертикали- силуэт петушка( бесцветного) . По горизонтали- цветные кляксы( желтые, зеленые и т. д. ) Р. З: назови цвета, которые ты знаешь. Выбери, каким цветом какую часть петушка ты бы раскрасил. Ф. З. Петушок путешествует по" Волшебной дорожке" цвета. Поочередно попадает в гости к разным краскам. Окружающий мир раскрашивается в соответствующий цвет. 2. " Необычное животное" . Голова Туловище Хвост Лапы Заяц Жираф Лиса Крокодил Метод Цель Описание Ожидаемые результаты Игры и творческие задания Метод фокальных объектов Предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками Вначале учебного года педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда( в каком случае) у объектов бывает такое свойство. Например: когда бывает мыльное дерево? Позже детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания. Ребенок проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумать объяснение полученной комбинации объекта с нетипичным для него свойством; Рассказывание( фантазирование) на основе необычного признака выбранного объекта. Объяснение возможных вариантов; Придумывание истории( сказки) с объяснением нетипичного свойства и практической значимости данного свойства. 1. " Путаница" . Цель. : Закрепить умения детей находить нетипичные свойства объекта. Содержание: Воспитатель называет 3- 4 объекта с нетипичными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок. Например: тигр заостренный, карандаш полосатый, полка морозная, стекло висящее. Метод Цель Описание Ожидаемые результаты Игры и творческие задания Метод эмпатии Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого- нибудь или во что- нибудь в проблемной ситуации В самом начале работы с этим методом, ребенок по слову воспитателя представляет живой объект, показывает несложные действия и говорит, что он чувствует. Например: ты- кузнечик( ребенок прыгает) . кузнечик устал( ребенок показывает как он устал) . Что у тебя устало больше всего? ( Ножки устали. Сейчас они отдыхают. Я сейчас отдохну и снова попрыгаю) . Чуть позже начинают даваться упражнения на отождествления себя с рукотворным миром. Предлагать возможные решения проблемных ситуаций. Например: ты- стиральная машина( ребенок показывает, что он делает в этой роли) . Но у тебя проблема: в тебя загрузили слишком много белья. Что ты чувствуешь? ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей; умение представить себя в качестве кого- либо или чего- либо в проблемной ситуации; составить рассказ о себе с точки зрения выбранного объекта 1. " Мы пожалели обиженных зврерят" . Цель. : Учить детей принимать на себя образы каких- либо объектов живой природы и проявлять сочувствие к ним в проблемной ситуации. Содержание: Воспитатель предлагает детям превратиться в каких- либо зверят в необычном лесу. Дети представляются и показывают движениями действия своего героя. педагог объявляет проблемные ситуации, в котороые попадают жители леса. Дети объясняют свое состояние. Например: обиженная белочка, ей очень грустно и плохо, потому что кто- то у нее забрал орешки. Дети обсуждают, как можно помочь обиженным зверятам. 2. " Заболевшие вещи" . Цель: Учить детей выводить правила пользования бытовыми вещами. Создавать условия для развития эмпатии по отношению к объектам рукотворного мира. Содержание: Воспитатель предлагает вспомнить, какие предметы находятся в квартирах у людей, и обсудить правила пользования ими. Затем приглашает" посетить" квартиру нерадивых хозяев, которые нарушают правила пользования предметами. Дети от имени обиженных предметов рассказывают о своих бедах. Пр. : ребенок в роли самовара рассказывает о том, что он грязный и сломанный и ему от этого плохо. Дети обсуждают, что бы сделали предметы, если бы умели разговаривать и двигаться сами( по типу" Федорино Горе" ) . 2. 2. Типовые приемы фантазирования( ТПФ) Прием Цель Описание Ожидаемые результаты Игры и творческие задания" Увеличение- уменьшение" 1. Предложить детям выбрать объект( Стол) . 2. Перечислить признаки выбранного объекта( стол имеет размер, части, место нахождения, цвет и т. д. ) 3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения размера( Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объект в сторону увеличения или уменьшения. Обсудить практическое применение полученного объекта. ( Волшебник Увеличения Размера коснулся стола. Что с ним стало? Зачем нам в группе очень огромный стол? ) 4. Провести преобразование части объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию. ( Волшебник Увеличения Размера коснулся ножки( подсистемы) стола. Что произойдет, как человеку использовать стол с огромной ножкой( устроить из него горку в группе) ? Юмористическая направленность обсуждения и решения ситуаций. 5. Провести преобразование места существования( функционирования) объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию. ( Волшебник Увеличения Размера коснулся помещения, где обычно стоят столы. Как детям добираться до своих столов во время обеда, если комната стала величиной с город и расстояние между столами огромное, до двери в группу за полдня не дойти. 6. Провести преобразование признак объекта или его значения по степени выраженности цвета. Обсудить проблемную ситуацию. ( Волшебник Обесцвечивания коснулся стола. Что произойдет, если стол постепенно станет прозрачным? Игра" Хорошо- плохо" . 7. Организовать практическое занятие для детей в любой из предложенных форм: сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем, рисование, аппликация, лепка по теме занятия. На начальном этапе применения этого приема детей знакомят с действием Волшебника Большого( Маленького) размера на основе игр" Что стало большим/ маленьким? " Далее дети самостоятельно производят преобразование объекта, его частей и мест действия по размеру и описывают ситуацию, возникающую при этом. Самостоятельное использование ребенком приемов увеличения или уменьшения признаков объекта при решении творческих задач, при создании текстов сказок или в изобразительной деятельности 1. " Кто внимательный? " . Цель. : Закрепить представления о принципах действия приемов фантазирования. Содержание: Воспитатель показывает картинки с изображением объектов с явно выраженными признаками" действия Волшебников" ( Большого и Маленького размеров; Оживления- Окаменения и др. ) и смволы этих Волшебников. Дети, увидев схематичное изображение Волшебника, например, Великана, долдны встать или поднять руки вверх, а увидев схематичное изображение Волшебника Крохи, - присесть/ опустить руки вниз. Символы Волшебников создаются воспитателем совместно с детьми. 2. " Мы- великаны" . Цель: Учить детей представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействияВолшебников изменения размера. Содержание: Детям предлагается превратиться в великанов, а затем обсуждается, какие предметы их окружают, как гулять, где жить, хорошо ли путешествовать( также с уменьшением героев) . Пр. : Как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. Игра" Хорошо- плохо" " Деление- объединение 1. Предложить выбрать объект окружающего мира, определить его составляющие и место обитания. ( У птицы есть туловище, голова, крылья, хвост, лапы и т. д. птица является частью животного мира. А животный мир- частью природного мира и т. д. Сделать вывод о том, что все в мире состоит из частей) 2. Пригласить Волшебника Деления, который делит объект на составляющие. ( Волшебник деления коснулся игрушечной машинки. Расскажите, что с ней произошло? ( она распалась на части: кузов, кабину, колеса и т. д. ) А если волшебник Деления коснулся какой- то из этих частей, например, колеса, что произойдет? ( Часть разделится на составляющие: шину, обод, диск и т. д. ) . Волшебник Деления коснулся места обитания( функционирования) нашего грузовичка- дороги. Что с ней произошло? Автомобильная дорога стала делиться на дорожное покрытие, бордюры и т. д. ) 3. Ввести Волшебника Объединения, который объединит все в произвольной последовательности. 4. Обсудить практическое применение полученного объекта. ( если Волшебник Объединения коснется машины и дерева, что произойдет? они объединятся: машина может быть сделана из дерева и т. д. А что произойдет, если Волшебник Объединения дотронется до диска от колеса и кузова? ( кузов может быть круглый, или, наоборот, в дисках можно будет возить грузы) . 5. Организовывать практическое занятие по итогам обсуждения. ( Придумайте сказку с Волшебником Деления- Объединения: запишите сюжет с помощью схем. Придумайте необычное животное, пригласив на помощь Волшебников Деления- Объединения( лепка, рисование, аппликация объектов, сделанных по типу фоторобота) . Сначала начинается работа с Волшебником Деления. Он воздействует на хорошо знакомые предметы и делит их на составляющие. 1. " Мастерская поделок" . Цель: Учить объединять разные части для создания нового объекта. Определять его назначение. Содержание: Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек, для создания новой игрушки. Дети должны объяснить как играть с новой игрушкой. Скрепление идет пластилином Затем вводится Волшебник Объединения, с помощью которого происходит составление новых объектов. ( Волшебник Деления разделил лодочку на корпус, лавочки, парус. А Волшебник Объединения объединил парус от лодочки и карандаш. Для чего это нужно? ) Чуть позже даются задания по созданию нового объекта из каких- либо однородных геометрических форм( по типу лошарика- лошадка из шариков) . ( Нарисовать город, который сделан из арбузов, где по дороге ездит машина в виде четвертинки арбуза; дома выглядят как арбузы, а деревья- маленькие арбузята. " Оживление- окамнение 1. Беседа с детьми о делении мира на динамичные и статичные системы. 2. Приглашение Волшебника оживления, который может неподвижное заставить двигаться, у подвижного увеличить скорость движения. Преобразование объекта, его части или места нахождения. ( Ребята, представьте себе, что Волшебник Оживления коснулся своим волшебством нашей группы. Что произошло, как изменилось наше окружение? ( Помещение группы стало живым) . А если бы Волшебник распространил свое волшебство на части вашего лица? ( Глаза, нос и волосы стали бы живыми, убегали бы от нас когда мы их не мыли) . 3. Приглашение Волшебника Окаменения, который подвижное превращает в неподвижное, а неподвижное, всегда оставляет на месте. Преобразование объекта, его части, места нахождения. ( Как чистить и мыть клетку для птиц, если Волшебник Окаменения сделал ее абсолютно неподвижной? Что произойдет с вами, дети, если такой Волшебник коснется вас? ваших рук? 4. Решение ситуативных задач, возникших в процессе действий этих двух Волшебников. ( как спать, если постель стала каменной? Что делать, если в группе ожила мебель? ) Сначала ознакомления с этим приемом, выполняются упражнения с поочередным приглашением Волшебников. Педагог вместе с детьми показывает действиями, получающиеся при этом преобразовании. ( Волшебник Оживления коснулся наших стульчиков. Давайте покажем, как стульчики побежали, а как стали разговаривать и т. д. Птички в клетке коснулся Волшебник Окаменения. Покажите, как она прыгала, пела, клевала зернышки, а сейчас она какая? Кого надо пригласить, чтобы она ожила? Чуть позже происходит усложнение игр по статике- динамике. Производятся преобразования части и места нахождения объекта. ( Что будет с игрушками, если ночью придет Волшебник Оживления? Что будет с вами, если в тихий час придет Волшебник Окаменения? Что будет с водой из крана? с вашей одеждой? и т. д. Умение различать динамичные и статичные системы, изменять их в зависимости от поставленной задачи Использование приема для создания образа или ситуации фантастического плана. В течение всего периода следует вычленять прием Оживления- окаменения при знакомстве с новыми сказками, легендами. . . ( Прием оживления материала: живое тесто- Колобок, живые овощи- Чипполино, живое зеркало в сказках А. С. Пушкина. Прием статики: заснувшая царевна- " сказка о семи богатырях" . Прием статики- динамики в волшебном предмете: живая- мертвая вода, волшебная палочка и т. д. " Специалилизация- универсализация" Прием представлен двумя волшебниками: Волшебник Всёмогу( универсализация) и Волшебник Могутолько( специализация) . 1. Обсуждение с детьми знакомых объектов, выполняющих ограниченное число функций или многофункциональных объектов. ( Магазин создан человеком для продажи чего- либо. Назовите специальные магазины: " Женская одежда" , " Овощи" , " Обувь" и т. д. Что за магазин" Супермаркет" ? и чем он отличается от специализированных магазинов? 2. Приглашение Волшебника Всёмогу и преобразование объекта: - расширение имеющейся функции; - наделение объекта новыми функциями. Описание преобразованного объекта, его устройства, практического использования с новой функцией. ( какую основную функцию выполняет полотенце? - впитывает влагу с тела человека. Коснулся полотенца Волшебник Всёмогу и стало оно впитывать абсолютно всё: пыль с пола, блох от собачки, жир с посуды и т. д. Мало того, оно стало уметь зажигать огонь, как спички. Из чего может быть сделано такое полотенце? Какое оно стало по форме? Цвет? Величина? и т. д. ? А если оно научилось охлаждать пищу как холодильник? Как можно назвать такой многофункциональный предмет? ) Сначала необходимо проводить подготовительную работу, которая заключается в выделении объектов и обозначение их основных функций. Побуждать детей определять ресурсы объектов. Позже приглашаем волшебников Всёмогу и Могутолько и совершаем чудесные превращения. Выделение основной и дополнительной функций. Объяснение изменения объекта при ограничении, расширении или появлении новых функций. " Наоборот" 1. Выбираются объекты, выявляются их признаки и значения этих признаков. ( Ребята, месяц на ночном небе какой? - светлый, блестящий. . . Он умеет что делать? - освещать дорогу, сиять на небе. . . Какой стала дорога? - длинная, ровная, удобная. Что умеет делать? - показывать человеку куда идти, приводить к нужному месту. . . 2. Приглашается Волшебник Наоборот, который заменяет выделенные признаки или их значения на противоположные. ( После посещения Волшебника Наоборот каким стал месяц? - темный, блеклый. . . Стал уметь затемнять дорогу. Дорога стала какой? - короткой, ухабистой, очень неудобной для передвижения. Человека она запутывает, уводят от нужного места. 3. Обсуждение проблемных ситуаций и поиски способов их решения. ( Как передвигаться по дороге, уводящей от нужного места? ) С детьми проводятся игры по типу" Хорошо- плохо" , " Замена" , " Наоборот" и др. , суть которых в поиске свойств, противоположных по значению. Умение заменять признаки и значения признаков объектов на противоположные и рассказывать о практическом использовании объекта 1. Волшебник Наоборот просит выполнить задание. Цель: учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные. Продолжать учить решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений. Содержание: Ведущий показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске, затем подбирают к каждому названному признаку противоположный, и объясняют практическое применение преобразованного объекта. Пр. : карточка с изображением утюга. свойство- разглаживание белья. противоположное- уметь мять что- либо. Практическое использование нового свойства- делать юбкт вскладку. Придумывание названия утюгу. 2. Заколдованное место. Цель: учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта. Содержание: К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до помещения группы. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте( цветы растут вниз, стулья сбрасывают сидящих, бумага впитывает след от карандаша и т. д. ) , и рассказывают как можно практически использовать измененный объект. 2. 3. Игры и творческие задания по формированию системного мышления Игра Цель Содержание Пример" Мои друзья" Упражнять детей в выявлении у объекта заданного признака Ведущий предлагает детям представить и словесно обозначить себя в роли кого- либо или чего- либо. Затем ведущий называет" своими друзьями" объекты с каким- либо значением признака. Дети, объект которых, имеет этот признак, подбегает к ведущему. Мои друзья- те, кто имеет красный цвет. " Найди друзей" Упражнять в умении сравнивать конкретный объект с другими объектами по разным основаниям. Ведущий называет объект рукотворного мира и предлагает детям перечислить его признаки. Затем выбирается один из перечисленных признаков, дети составляют свои классификационные группы, объединенные одним общим признаком Пылесос- бытовой прибор( фен, кофемолка. . . ) , пылесос помогает в уборке( веник, щетка, метла. . . ) , пылесос имеет" нос" , значит его друзья- люди, птицы и т. д. " Паровозик" Учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объекта живой природы во времени Ведущий готовит 5- 6 карточек с изображением одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта( ведущий выступает в роли паровозика, а дети в роли вагончиков. " что на что похоже? " Учить находить аналогии объектам рукотворного мира среди представителей живой природы Каждому ребенку предлагается 2 карточки с изображением объекта живой природы и предмета рукотворного мира. Предлагается сравнить изображения, найти сходства. и различия. На одной карточке- самолет, на другой птица. Сходство птицы и самолета- в наличии частей, похожих по виду и функции; различие- в одушевленности одно, неодушевленности- другого. " Теремок" Учить детей находить общие признаки у разнообразных объектов Ведущий- хозяин Теремка- становится каким- либо объектом. Детям раздаются карточки с изображением объектов природного и рукотворного мира. Играющим предлагается войти в теремок, назвав, чем на него похож хозяин теремка. 2. 4. Примеры решений творческой задачи с детьми 5 года жизни. Задача №1. Воспитатель Дети Шаг 1. Один мальчик любил играть в мяч. Как можно играть в мяч? Однажды этот мальчик взял мячик на улицу. Какие беды могут случиться с мячиком при этом? Кидать, катать, стукать. . . Под машину может укатиться, мальчишки плохие заберут. . . Шаг 2. Этот мальчик играл в мяч, и мяч упал в большую глубокую лужу. Как мальчику достать этот мяч? Ответы детей могут быть разнообразны. Воспитатель стимулирует высказывания детей и критически к ним не относится. Шаг 3. Ребята, а почему мальчику надо достать мяч? А может ли он это сделать? Почему нет? Мальчик должен достать мяч для чего? И не может почему? Мама поругает, если мяч останется в луже. И ему играть хочется. А не может он достать, потому что сапог нет резиновых и лужа глубокая. Шаг 4. А что если мальчик был сообразительный и стал думать, как бы мяч сам к берегу приплыл? Он сам не может. Он живой стал, как колобок и ножками раз- раз или прыгать по луже сам стал прямо к берегу. Шаг 5. И все же, ребята, что может мячик и за счет чего он может плыть? А как сделать так, чтобы лужа сама" ушла" куда- нибудь? Он может плавать по луже когда на него дуют или волны ему помогают. Надо взять дощечку и в воде побулькать, чтобы волны были, мяч к другом берегу и приплывет. Надо ямочку такую длинную как коридорчик сделать, вода из лужи вытечет, мяч тогда на земле останется. Шаг 6. Решил мальчик, что, наверное, волны помогут ему, но дощечки рядом не было. Что же может помочь мальчику сделать волны в луже? Ответы детей Задача №2. Шаг 1. Однажды дети с воспитателем и няней оказались случайно закрыты в комнате. Как это могло случиться? Действительно, сломалась защёлка в дверях. Почему это плохо? Сторож случайно закрыл. Замок защелкнулся, а ключ потерялся. Дети на улицу не могут выйти. И в музыкальный зал пойти тоже Шаг 2. Что же делать детям и взрослым? Ответы детей могут быть разнообразны. Воспитатель стимулирует высказывания детей и критически к ним не относится. Шаг 3. Дети должны открыть дверь. Для чего? Дети не могут открыть дверь. Почему? Надо идти гулять. И няне надо идти на кухню за обедом. Не могут открыть дверь потому что защелка сломалась и застряла. Шаг 4. А что, если дети были сообразительными и стали думать, как бы дверь сама открылась? Она сама не может. Надо чтобы кто- то открыл снаружи. Шаг 5. Значит, кто- то должен открыть дверь снаружи, зачем? И не может открыть? Почему? Кто это сделает? Надо позвать кого- нибудь. А группа далеко, в конце коридора. Никто не слышит. Шаг 6. В детском саду никто не слышит. А где могут услышать? Надо окно открыть и крикнуть тем, кто гуляет, чтобы позвали на помощь. Шаг 7. Кто расскажет, как детям быть? Дети повторяют идею решения проблемы Во втором полугодии даются задачи следующего типа: Задача №3. Шаг 1. В одном удивительном королевстве был город зверей. Все жили хорошо и счастливо. В этом городе захотел жить жираф, но у него не было своего дома. В чем тут задача? Можно построить дом. Попросить кого- нибудь построить дом. Может быть ему дадут квартиру или он ее купит. Шаг 2. Да, действительно, он захотел построить дом, но земля была у аэродрома. Какой по высоте жираф? Какой у него должен быть дом? Можно ли такой дом строить там, где снижаются самолеты? Как же построить здание жирафу при условии, что другого места для дома у него нету? Жираф высокий, у него длинная шея. Дом должен быть высоким. Но высокий дом нельзя строить около аэродрома, потому что может быть авария. Шаг 3. Итак, дом должен быть высоким для кого? И дом должен быть низким для чего? Кто мне скажет- где противоречие? Высоким для жирафа. Низким, чтобы не было аварий самолетов. Дом должен быть и высоким, и низким. Шаг 4. А что, если представить, что дом удобный и жирафу по высоте, и самолетам не мешает приземляться. Дом и такой, и- другой; или то такой, то- другой; А может быть кусочек дома высокий, а кусочек- низкий; дом можно на бок положить. Шаг 5. Что может быть в этом месте, на котором жираф строит дом? Земля бывает ровная( с ямками) Надо поставить дом в ямку. Он будет высокий для жирафа и низкий для самолетов Шаг 6. Построил дом жираф, но что- то проблемы у него появились. Какие, как вы думаете? Ответы детей. Как ему в такой дом спускаться? А окошки ему куда делать? они же в землю будут смотреть. Шаг 7. Какую задачу мы с вами решали? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи? Ответы детей Задача №4. Шаг 1. Жил- был один кот. И решил он завести себе железные зубы. , чтоб мышей лучше ловить. А где их взять? Спросил кот совета у Бабы Яги. Та ему и говорит: Я дам тебе железные зубы, а ты отдай мне взамен то, что первое ими поймаешь. Кот и согласился. Отправился в темный чулан на охоту, ни одной мыши не поймал, и случайно в темноте ухватил себя зубами за хвост. Пришлось отдать его Бабе Яге. И стал кот куцым. . В чем тут задача? Кот теперь без хвоста. Ему плохо, хочется хвостик вернуть. Шаг 2 Да, худо коту без хвоста. Кто должен хвост отдать? Хочет ли Баба Яга сама вернуть его коту? Баба Яга жадная, сама хвост не отдаст. Шаг 3. Итак, Баба Яга должна вернуть хвост коту, чтобы ему было удобно, как раньше. И не должна возвращать, потому что она его выиграла по уговору. Кто мне повторит противоречие? Ответы детей Шаг 4. Как же быть? Надо, чтобы Баба Яга САМА( что сделала? ) Что для этого надо? Захотела хвост отдать Надо, чтобы кот предложил что- то взамен. Шаг 5. У кота нет больше ничего. Он умеет что- то делать? Что полезного умеет делать кот, чтобы Бабе Яге это понадобилось? Он умеет ловить мышей. Надо, чтобы у Бабы Яги завелись мыши, а кот их помает в обмен на хвост. Шаг 6 Обрадовался кот, что вы ему помогли придумать выход. Да вот незадача- как сделать, чтобы мыши у Бабы Яги завелись? Кот не может их туда позвать- мыши кота боятся и убегают. Новая задача. Как быть? Надо, чтобы кто САМИ сделали что? Как их приманить? Надо их туда позвать. Что мыши сами прибежали к Бабе Яге в дом. Зернышек посыпать или сыр положить Шаг 7 Кто нам расскажет, что придумал кот? Какую задачу мы решали с вами? Как мы ее решали? Что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи? Ответы детей 2. 5. Игры и творческие задания по обучению детей в работе с противоречиями Название игры Цель Содержание" Маятник" Учить выделять противоречивые свойства объекта Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. " Пинг- понг" Упражнять в подборе антонимов Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может ошибиться, ребенок должен его исправить. " Перевертыш" Учить детей объяснять любое событие с точки зрения" Хорошо- плохо" Ведущий называет какое- либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения. Пример: Мама купила новые ботинки. 1 ребенок: Это хорошо, потому что у меня не намокнут ноги. У тебя не намокнут ноги, это плохо. Почему? 2 ребенок: потому что придется идти к зубному врачу. К зубному врачу идти хорошо. Почему? 3 ребенок: потому что вылечат зуб и он не будет больше болеть. Ит. д. . " Кто( что) это может быть? " Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. Воспитатель задает два значения одного признака( что может быть сухим и мокрым? ) . Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств( ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые) . " Один- хорошо, много- плохо" Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют( кошка, собака. . . ) . Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится дома 100 кошек. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость" количество- качество" . Усложнение: воспитатель предлагает игру" Один- плохо, а много- хорошо" ( одна кошка на весь мир- плохо) . " Аукцион" Учить выделять дополнительные ресурсы объекта На" аукцион" выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения какого- либо объекта. " Кто( что) делает наоборот? " Учить подбирать объекты, противоположные по назначению Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен( функцию) . Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять. ( пылесос: собирает, всасывает; наоборот- распыляет, раскидывает- фонтанили распылитель) III. Тимбилдинг Тимбилдинг для детей – это сплочение группы с помощью различных игр и общих занятий. С его помощью в игровой интересной и веселой форме ребята учатся взаимодействовать, поддерживать друг друга, работать вместе, чтобы достичь общей цели. Кроме того, тимбилдинг помогает побороть неуверенность в собственных силах. Благодаря ему даже самые робкие мальчики и девочки начинают проявлять лидерские качества, брать инициативу на себя. Тимбилдинг подходит любым детям. С его помощью малыши уже в детском саду начинают понимать, что такое командный дух; воспитывает у детей эмпатию, уверенность в себе и лидерские качества. В игровой форме мальчики и девочки учатся понимать и считаться с особенностями, нуждами друг друга. Они начинают общаться, находить компромиссы, слушать, принимать чужое мнение и не бояться высказывать свое. Благодаря тимбилдингу ребята: приобретают уверенность в себе и целеустремленность; начинают чувствовать свою собственную значимость; перестают быть тихонями; проявляют инициативу, креативность. Игры и упражнения данной технологии включены в утренний круг, но начинаем всегда с упражнения" Камушек в ботинке" ( " Как научить детей сотрудничать. Клаус Фопель. Психологические игры и упражнения" ) . IV. Утренний круг. Утренний круг должен быть очень живым и подвижной частью нашей жизни; это и встреча, и настройка, и немножко занятие, и объединение, и развлечение. Форма утреннего круга представляет из себя по сути комплексное занятие; во многом определяется детьми, и поэтому всегда имеет элемент импровизации. В задачи круга входит настройка детей на общий тон и ритм дня, внимания друг к другу и настройка работы в команде. Наш круг состоит из нескольких частей: игры на ритм/ внимание/ подвижные математические игры; игровая( общая игра или 2 игры, задания в духе социоигровой педагогики) ; словесная часть( элементы логопедии, гимнастика языка) ; игры на дружбу и взаимопомощь/ тимбилдинг; общение( когда каждый может высказаться) / чтение нарисованных утром сказок; по понедельникам- планирование следующей недели. Вот один из" рецептов" утренней настройки: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, Вот и собрался наш круг! ( Два хлопка) Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, Руку другу дал друг! ( Два хлопка) А Маша дала руку Оле. . . и т. д. ( дети берут друг друга за руки по кругу, пока круг не замкнется) Вот и собрался наш круг! ( Два хлопка) Круг мы делаем вместе, и дети будут активнее включаться, если сами будут придумывать идеи для создания круга. Может быть, кто- то представит себя рыбкой. Отличная идея! Все тогда превращаемся в рыбок, шевелим руками- плавниками и не говоря ни слова, проплываем, не задевая друг друга. А потом рассказываем кто какой рыбкой был. В утренний круг могут быть включены игры, упражнения из раздела" ТРИЗ- малышам" . В этом году с детьми будет проводиться новая часть утреннего круга- планирование следующей недели. О чем дети хотят узнать? Первое время воспитатель загадывает загадки на некоторые темы. По мере отгадывания на доску помещаются картинки- отгадки. Рассказывается по одному интересному факту на эти темы. Дети, путем голосования, выбирают тему следующей недели. При помощи модели" трех вопросов" ( Л. В. Свирская) , происходит планирование выбранной темы недели. Модель трех вопросов: 1. Что вы знаете о. . . ? 2. Что хотите узнать о. . . ? 3. Что надо сделать, чтобы узнать о. . . ? Использованная литература Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: учебное пособие/ А. В. Белошистая. - 2- е изд. , доп. - Москва: ИНФРА- М, 2020. - 300 с. Гин С. И. Триз- педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. - М. : КТК" Галактика" , 2021. - 138 с. Гончарова А. С. как воспитать творческую личность на основе ТРИЗ и ТРИЗ- педагогики. - М. : " Галактика" , 2021. - 161 с. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов/ авт. - сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. - Волгоград: Учитель. - 148 с. Зыкова О. А. Образовательный модуль" Экспериментирование с живой и неживой природой" : учебно- методическое пособие/ О. А. Зыкова. - 3- е изд. стереотип. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. - 80 с. : ил. Модель Н. А. Подвижные игры с геометрическими фигурами. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - 112 с. Пчелкина Е. Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Нулевая ступень. Методическое пособие с использованием рабочей тетради. - М. : СОЛОН- Пресс, 2021. - 172 с. Ритмы и события детского сада: ежедневные и еженедельные/ Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной, М. Ганькиной. - СПб. : Образовательные проекты, 2017. - 176с. Сидорчук Т. А. Способы формирования мышления, воображения и речи дошкольников на основе ОТСМ- ТРИЗ. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : КТК" Галактика" , 2020. - 294 с. ил. 10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4- х томах. Т. 1. — М. : Генезис, 1998. — 160 с.

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы